Мы с женой решили собрать пазл. Мы думали, пазл развлечет нас месяца на четыре, если по выходным. И теперь, когда прошло два года и он почти собран, мы расскажем, как это стоило делать. Наш рассказ вряд ли будет интересен знатокам, но ответит на вопросы новичков, которые собираются купить свой первый пазл.

Для сборки пазлов не нужно быть экспертом. Но если не знать азов, легко забуксовать и разочароваться в хобби. Чтобы этого не произошло, стоит немного подготовиться: найти место для сборки и хранения пазла, рассортировать детали, усвоить методы подбора и понять, что делать с готовым пазлом. Разберем все по порядку.

Найти место для пазла

Проблема : пазл занимает много места. Размер нашей карты - 116 на 85 см. Собирать на полу неудобно, а освободить стол надолго не получается. Если после сборки оставить пазл на месте, есть риск повредить или потерять детали: наступить, пролить чай или засосать в пылесос.

Решение : купить коврик для пазлов. В комплект входит прямоугольный коврик, надувной валик и 2-3 ремня. Для пазлов на 3000 деталей он обойдется в 3-4 тыс. рублей. Коврик сделан из ворсистой ткани, которая не дает деталям скользить. На нем удобно собирать пазлы даже на мягком диване. После сборки можно намотать коврик с пазлом на валик, закрепить ремнями и поставить в угол до следующего раза. С ковриком пазлы удобнее собирать и проще хранить.

Как сделали мы . О ковриках мы с женой не знали. Это новички спрашивают Гуглю «как собирать пазл». Мы же решили, что все для сборки должно продаваться вместе с пазлом. Если не в комплекте, то в магазине. И обнаружили, что в комплекте с пазлом идет только сам пазл, а продавцы нас не понимают. Вариант с поездкой на строительный рынок за фанерой мы отмели - хотелось поскорее начать. Пришлось изобретать. Нам повезло - в магазине нашлись листы ватмана в половину нашего пазла. Мы склеили их скотчем, и получился самодельный коврик.

Пазл мы собираем на икеевском журнальном столике, а храним в углу комнаты под старым пледом. Столику и пледу это продлевает жизнь, но нам неудобно. Даже накрытый пазл покрывается пылью, а чтобы перенести его на столик, нужны двое. Иногда хочется пособирать, а переносить и чистить лень. Со временем мы приспособились, но удобнее не стало.

Стоит заранее придумать, где собирать и хранить пазл. Спине должно быть комфортно, а детали не должны разлетаться по комнате. Этого проще добиться с ковриком для пазлов, но если место позволяет, можно обойтись куском фанеры или картона. Если организовать сборку грамотно, неудобства не будут отвлекать от процесса.

Пожалейте спину - купите коврик

Рассортировать детали

Проблема : как начать сборку пазла. Вы освободили место, постелили коврик, открыли коробку с пазлом, а в ней - мешок с деталями. Если пазл на 3000 деталей, то довольно увесистый. На что обратить внимание?

Решение : рассортировать детали. Внимательно посмотреть на картинку на крышке пазла и мысленно разделить ее на части. Представить, как выглядят детали от разных частей. Какого они цвета и формы, какой на них узор. И разложить детали по кучкам, превратив один большой пазл в несколько маленьких.

Начать стоит с рамки. У большинства деталей пазла края неровные за счет выпуклостей и впадин, или «впуклостей». У деталей для рамки один край ровный, а у четырех из них - даже два, это уголки рамки. Благодаря необычной форме детали для рамки найти проще всего.

Кучки деталей нужно где-то хранить. Знающие люди рекомендуют коробки от конфет или специальные органайзеры. В них детали можно разложить лицом вверх и быстро найти нужную при сборке. Органайзер для пазлов стоит от 2 000 рублей. Если коробок под рукой не оказалось, а тратиться на органайзер не хочется, детали можно разложить по пакетам. Искать детали станет сложнее - придется все высыпать и заново перебирать. Но зато все пакеты легко поместятся в коробке с пазлом. У каждого метода свои достоинства.


При первой сортировке не стоит делить детали на слишком мелкие кучки. Их получится слишком много, и будет легко запутаться. Более тонкой сортировкой лучше заняться при сборке отдельных частей пазла.

Как сделали мы . Историческая карта мира богата на характерные области. Кроме рамки это ободки полушарий, экватор, океан, материки, пестрая область вокруг полушарий с табличками и надпись по верхнему краю. У нас получилось 7 кучек: рамку собрали сразу, остальные 6 разложили по пакетикам.

Наверное, есть люди, которые с первого взгляда определяют, что за деталь у них в руках. Они правильно раскладывают их по кучкам, и потом все сходится. У нас было не так: мы даже детали для рамки нашли не сразу. Мы расстраивались, что в пазле остаются дырки, хотя подходящие детали закончились. Но потом привыкли, что небо закрывается деталью из мешочка с океаном и наоборот. Для сложных пазлов это нормально.

При переборе деталей быстро выработался жаргон. Экватор - железная дорога, надпись - буквы, материки - болото. Среди пестрых деталей почему-то часто попадался узор, напоминающий ушную раковину, поэтому они стали ушами. Позже можно было сказать «о, у меня железная дорога» или «примерь ухо к своему мужику», - и сразу понятно, о чем речь. Если собирать пазл вместе с кем-то, жаргон помогает общаться.

Сортировать детали скучно. Перебирать 3 000 кусочков картона надоедает даже вдвоем. Но без сортировки сложный пазл не собрать.

Поделите пазл на части

Собрать пазл

Проблема : как подбирать детали. Даже если разделить пазл на части, на поиск детали уходит много времени.

Решение : начните с простых фрагментов и выбирайте правильный метод поиска. Я знаю три метода: поиск по образцу, по пазлу и перебором.

Поиск по образцу подходит для фрагментов пазла с характерным рисунком. Рассмотрите деталь, запомните узор и поищите его на картинке-образце. Если найти не получается, поищите в другой части пазла - возможно, она попала не в ту кучку при сортировке. Если терпение на исходе - отложите деталь в сторону. Когда дырок останется меньше, место для нее найдется само. Искать детали по образцу проще вначале, когда по пазлу еще ничего не понятно.

Не страшно, если не удается прицепить деталь к собранной части пазла. Вначале таких деталей будет большинство. Просто положите ее на нужное место, а когда соберется несколько разрозненных деталей, они начнут соединяться друг с другом, и это магия.

Поиск по пазлу стоит начинать, когда уже складывается рисунок и понятно, какую деталь искать. Представьте, какой узор должен быть на детали, какого она должна быть цвета и как расположена. Просмотрите все детали из нужной кучки одну за другой. Приложите все похожие детали к пазлу, даже если кажется, что не подойдет. Иногда подходит деталь, на которую вы бы ни за что не подумали. Когда собрана половина фрагмента, образец уже не нужен.

Перебирать детали приходится при сборке однотонных фрагментов. Детали похожи друг на друга, и по образцу или пазлу не понять, куда подходят. Нужно прикладывать одну за другой и искать совпадения по размеру, форме неровностей и оттенку цвета. Занятие не из веселых - к счастью, таких фрагментов обычно немного.

Как сделали мы . Мы начали собирать историческую карту мира с характерных областей: крупной надписи по верхнему краю, «железной дороги» экватора по центру, оранжевой рамки полушарий. Узор на деталях для этих областей узнать легко, поэтому мы собрали все вместе и сложили простым перебором. Экватор и полушария разделили пазл на части и стали его скелетом.

После этого каждый собирал что хотел. Правильнее было поделить карту на фрагменты, чтобы каждый занимался своим и не мешал другому. Но у нас так не получалось. Вот привлекает внимание странная деталь - и ты уже в другом конце карты пытаешься пристроить крылья «зяблику». А это облако или борода степенного мужа? Дай посмотрю!

Мы наслаждались волшебностью проявления полотна художника из хаоса непонятных кусочков. Каждый сантиметр порядка - маленькая победа. А методы придумывались по ходу дела. Неудивительно, что спустя два года пазл еще не готов.

Собирать пазлы можно по-разному. Можно начинать с простых картин, учить методики и тренироваться. Если хочется стать крутым собирателем пазлов, по-другому никак. А можно не думать о методиках и собирать как хочется - или экспериментировать. Это не помешает хорошо провести время.

Метод на метод не приходится

Превратить пазл в картину

Проблема : пазл собран - как повесить его на стену, чтобы все не рассыпалось?

Решение : проще всего склеить с лицевой стороны клеем для пазлов или самоклеющейся пленкой.

Клей заливается между деталей и намертво их скрепляет. Хороший клей прозрачный, со временем не мутнеет и не рассыхается. Стоит это удовольствие от 100 до 1000 рублей. Недостаток клея в том, что потом пазл уже не разобрать.

Пленка клеится к лицевой стороне пазла и хорошо скрепляет детали между собой. Чтобы рисунок было хорошо видно, выбирать нужно глянцевую пленку. Экономить на пленке не стоит - хорошая пленка не тянется и не пузырится, а если приклеилась неровно, можно отклеить и попробовать снова. Рулон пленки шириной пол-метра обойдется рублей в 500.

После склейки деталей пазл нужно приклеить к основе. Это может быть картон, фанера или холст - с рамкой или без. Проще всего отдать пазл в багетную мастерскую, где его красиво оформят и заламинируют. Для пазла на 2-3 тыс. деталей это обойдется тысячи в две.

Если не склеить пазл с лицевой стороны, детали могут рассыпаться. Знатоки пишут, что перевернуть его можно и без фиксации деталей и что склеивать пазл можно с изнанки. Но зачем рисковать?

Как сделали мы . Мы пока не собрали пазл и не определились, как будем превращать в картину. Я за пленку, жена считает, что приклеить ее ровно у нас не получится. Но мы уже решили, что вставим в рамку и повесим на стену. Шедевром хочется любоваться.


После сборки пазл можно разобрать и сложить в коробку до следующего раза. Но можно зафиксировать детали клеем или пленкой и превратить в картину. Со временем квартира может стать картинной галереей!

Отлейте свой пазл в бронзе

Собирание пазлов может показаться занятием несерьезным. Но на практике - помогает развивать пространственное воображение, украшать интерьер и весело проводить время. Чтобы быстрее собирать пазлы и получать больше удовольствия от процесса, помните о нехитрых правилах.

  1. Подготовьтесь к сборке. Купите коврик для пазлов или сделайте его самостоятельно из картона или фанеры. Найдите место для сборки и хранения пазла.
  2. Рассортируйте детали. Превратите один большой пазл в несколько маленьких. Начните с грубой сортировке и делите кучки дальше по мере сборки.
  3. Освойте несколько простых методов поиска деталей. Начинайте собирать по образцу на крышке коробки, затем ориентируйтесь на собранные части пазла. Однотонные части быстрее собирать перебором деталей.
  4. Подумайте, что будете делать с пазлом после сборки. Зафиксировать детали можно клеем для пазлов или самоклеющейся пленкой. Если захочется клеить с изнанки, пазл придется перевернуть. Это проще сделать, если собирать на фанере или доске.

Учусь писать и сокращать в Продвинутом курсе Главреда Максима Ильяхова и Люды Сарычевой. Публикую работы в блоге, чтобы не потерялись.

Несколько сотен разрозненных картонных кусочков. На лицевую сторону каждого из них нанесено малопонятное изображение. Но если сложить их определённым образом, то перед усердным собирателем предстанут природный пейзаж или старинный замок, грациозные животные или диковинные растения, благородные линии дорогого автомобиля или силуэт врезающегося в небо большого города. Каждый сможет подыскать по своему вкусу картинку-головоломку. Имя ей – пазл («puzzle»).

Ну, прежде всего, есть бесплатный способ приобщиться к пазлам: собирать их онлайн. Очень большая коллекция картин, расположенная на сайте Gallerix.ru является также и очень большой коллекцией пазлов. Если вы хотите пособирать пазлы виртуально, то вот вам место, где их очень много:
Собирать пазлы онлайн на сайте Gallerix.ru

А при выборе и собирании картонного пазла стоит ответить на несколько вопросов:

1. Как выбрать производителя пазла?

Если желательным является получение качественной картинки, стоит обратить внимание на фирму, изготовившую пазл. К заслужившим доверие покупателей производителям можно отнести такие компании как польские «Trefl» и «Castorland», немецкие «Ravensburger», «Heye» и «Piatnik», испанская «Educa», итальянская «Clementoni», российская «Step».

2. Из какого количества деталей должен состоять пазл?

Вряд ли необходимо сразу же выбирать пазл, состоящий из нескольких тысяч деталей. Такой пазл недешев, а шанс его собрать (у человека без соответствующего опыта, конечно) невелик. Вернее всего начинать с пазла на 300 – 500 деталей и уже после, набив руку, приниматься за наборы из 1000 – 4000 кусочков. Опытные собиратели работают с пазлами из 13200, 18000 и даже 24000 деталей!

3. Какую картинку выбрать?

Конечно же, самую понравившуюся! Но следует помнить, что пазл с крупными однотонными областями (такими, как область неба, например) может оказаться слишком сложным в сборке. Также труден для составления пазл, изображающий написанную маслом картину (особенно выполненную в технике импрессионизма). В этом случае на деталях пазла будут видны лишь части крупных мазков кисти художника.

4. Как выбрать место сборки пазла?

Вопрос вовсе не праздный. Сборка небольшого пазла занимает пару-тройку часов, но пазл покрупнее потребует нескольких дней, недель, а возможно и месяцев. За это время детали могут потеряться. Во избежание этого стоит подготовить несколько коробок, в которых будут храниться отсортированные детали. Поверхность, на которой расположится пазл, должна быть плоской и легко переносимой (зачем – увидим позднее).

5. Как начать собирать пазл?

В первую очередь необходимо отсортировать детали, отобрав те из них, которые соответствуют краям будущей картинки. Собрав рамку пазла, получим основу для дальнейшей сборки. Внимательно рассмотрев картинку на коробке, отметим места, которые наиболее легко идентифицировать. Соберём их и расположим приблизительно там, где они должны быть согласно картинке. Итак, самый лёгкий этап сборки пазла пройден.

6. Как собирать однотонные области пазла?

Однотонность неба, моря или растительности может поставить начинающего собирателя пазла в тупик. Однако не стоит отчаиваться! Детали пазла должны плотно примыкать друг к другу, а в линиях разреза соседних деталей не должно быть зазубрин и выступов.

Как правило, детали пазла чередуются в определённой последовательности в зависимости от их формы. Если выявить закономерность их расположения, можно собрать однотонную область очень быстро. Но не стоит забывать, что современный пазл состоит из деталей многих форм (до 16) и уловить логику их расстановки может оказаться не так просто.

7. Пазл собран. Что делать дальше?

Это зависит от того, с какой целью собирался пазл. Если лишь ради развлечения, то можно пазл разобрать, чтобы через некоторое время вернуться к нему снова. Но ведь собранный пазл можно использовать и как украшение! Конечно же, вряд ли полученная картинка достойна занять место в гостиной, спальне или прихожей. Но почему бы не повесить аппетитный натюрморт в кухне, а красивый пейзаж не прикрепить на стене дачного домика?

Итак, превращаем собранный пазл в готовую картину. Придавим лицевую часть картинки куском фанеры и, подхватив поверхность, на которой располагается пазл, перевернём его задней стороной вверх. Снимаем заднюю поверхность (вот почему она должна быть легко переносимой!) и аккуратно наносим на пазл ровный слой клея. Некоторые производители комплектуют пазл тюбиком специального клея – стоит воспользоваться им. Для скрепления деталей используют также клейкую ленту или скотч. Можно наклеить пазл на картон или лист фанеры, однако в таком случае появляется некоторый риск: в результате неудачного приклеивания пазл может выгнуться дугой.

Многие взрослые люди сами не знают, как быстро собрать пазл, но пытаются научить этому ребенка. Эта игра предназначена не только для развлекательных целей. Если ребенок быстро собирает пазлы, то он, скорее всего, хорошо развит умственно, у него отличное логическое мышление и память.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш занимался развитием полезных навыков, то вам стоит приобщить его к сбору целостных картин из маленьких деталей. Не переживайте, если вы не умеете собирать пазлы, поскольку в процессе занятий с ребенком вы быстро освоите различные методики.

Выбираем пазлы для занятий

Вы никогда не поймете, как быстро собрать пазл, если начнете игру со сборки сложных и состоящих из большого количества деталей. Кроме того, не забывайте, что вы занимаетесь с ребенком, который не сталкивался с подобным видом деятельности. Выбирать следует такие пазлы:

  • Количество деталей в наборе не должно превышать 500 штук. В противном случае процесс сбора надоест и вам, и вашему ребенку.
  • Выбирайте пазлы с четкими, хорошо прорисованными контурами. Так вам будет проще сопоставить детали. Когда вы поймете, как научиться быстро собирать пазлы легкого уровня, можно переходить к более трудоемким наборам.
  • Постарайтесь найти набор, в который входят крупные детали. Ребенку гораздо удобнее работать с большими размерами.

От выбора первого пазла зависит отношение ребенка к этой игре. Если вам удастся выбрать красочный, хорошо прорисованный интересный набор, то малыш будет быстро развиваться посредством игры.

Как быстро собрать пазл: методики сбора

Если вы сумеете освоить все методики сбора пазлов, которые будут предложены ниже, то у вас получится научить этому ребенка. Точнее, в процессе совместной игры малыш будет перенимать у вас различные умения.

Существует много методик, которые позволяют быстро собрать пазл. Вы можете пользоваться одной, можете комбинировать их. Также можно купить несколько наборов и к каждому из них подобрать разную методику.

Начало работы с пазлом

Если вы не знаете, как быстро собрать пазл, то начинайте с построения рамки. Детали, которые должны находиться по краям картины, можно определить сразу. У них одна сторона ровная, не рассчитанная на скрепление с другим элементом. Угловые кусочки ровные с двух сторон.

Смотрите на картинку, нарисованную на коробке для пазлов, и повторяйте ее, находя соответствующие детали. Когда рамка будет готова, можно приступать к ее наполнению. Это можно сделать разными способами.

Ищем одинаковые цветовые оттенки

Эта методика достаточно проста, поэтому ее можно использовать, если вы впервые собираете пазл. Среди деталей наверняка найдутся элементы одинаковой цветовой гаммы. Скорее всего, они находятся недалеко друг от друга. Найдите детали одинакового цвета, соедините их. После этого приступайте к поискам кусочков другого цвета. Так повторяйте до тех пор, пока не сформируется целостная картина. Детали, которые остались неиспользованными, можно определить на нужное место, следуя логике.

Собираем по форме элемента

Эта техника отличается трудоемкостью, зато вероятность ошибиться, используя ее, крайне маленькая. Методика предполагает, что нужно взять элемент, который еще не был использован, и по форме найти ему подходящую пару среди пазлов, которые уже сложились в целостную картинку.

Стоит отметить, что если у вас возникли сомнения, ту вы нашли пару или нет, то, скорее всего, вы ошиблись. Детали должны легко сопоставляться друг с другом. Вам сразу станет понятно, что один элемент создан для другого, если вы не ошиблись в подборе пары.

Комбинированный метод

Если вы уже не впервые занимаетесь этой деятельностью и не знаете, как быстро собрать большой пазл, то примените комбинированный метод. Как вы уже наверняка догадались, он предполагает использование двух предыдущих способов для сбора одной картины.

Если речь идет о сборке пазла, состоящего из 1000 и более деталей, то только применение комбинированного метода сможет гарантировать быстрый результат.

Сборка по форме предметов

Если картина, которую вы планируете собрать, не состоит из расплывчатых контуров, зато на ней можно увидеть конкретные предметы, то данный метод вам подойдет. Он предполагает, что вы будете сопоставлять детали таким образом, что они постепенно образуют отдельные предметы, после чего пазлами, которые остались в наличии, вы скрепите эти конструкции между собой.

Этот метод особенно популярен среди детей, поскольку они видят мир как отдельные явления, а не целостную картину.

Что делать с собранными картинами

Вам нужно осознать, что вы собираетесь делать с готовыми картинами, даже если вы еще не поняли, как быстро собрать пазлы. 1000 штук деталей, которые вы когда-либо соедините, образуя целостный рисунок, необходимо будет куда-то девать. Очень жалко снова разбирать эту красоту. В этом случае используйте такой алгоритм:

  • Склейте пазл прозрачным скотчем.
  • Переверните рисунок лицевой стороной от себя, после чего наклейте его на плотный картон.
  • Закажите рамку для получившейся картины. Если вы хотите запомнить ваш совместный труд с ребенком навсегда, то повесьте рисунок на стену. Качественный пазл органично впишется в дизайн любой квартиры.

Итак, мы разобрались, как быстро собрать пазлы. 1500 штук деталей, 2000, 3000 и больше элементов не будут вас пугать, если вы будете уделять время этому занятию регулярно. Если вы сумеете заинтересовать вашего ребенка пазлами, то можно будет не волноваться о его успешном развитии, поскольку эта игра способствует выработке практически всех полезных для малышей навыков. Однако не забывайте о соблюдении некоторых рекомендаций.

Увлекшись собиранием пазла, особенно если вы делаете это вместе с ребенком, не забывайте о важных рекомендациях:

  • Данная игра на самом деле является очень утомительным процессом. Если вы не хотите потерять к ней интерес, не уделяйте сборке более двух часов в день.
  • Позаботьтесь о хорошем освещении, чтобы не испортить зрение. Лучше всего для этого занятия подойдет естественный дневной свет.
  • Не затягивайте с процессом сборки пазла. Если вы будете собирать картину слишком долго, вы рискуете никогда ее не закончить.
  • Каждый следующий набор выбирайте сложнее, чем предыдущий, чтобы развивать свое мастерство.

Таким образом, процесс сборки пазлов - очень интересное, но утомительное занятие. В детском возрасте оно чрезвычайно полезно для комплексного развития малышей. Пазлы могут заменить практически любую развивающую игру. Но не переоценивайте возможности ребенка, начинайте с небольшого количества элементов и несложного рисунка.

Дидактические игры по ФЭМП

«Мозайка», «Пазлы»

Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость.

«Цвета и формы»

Цель: способствует обучению ребенка основным цветам и их оттенкам, основным формам, а также таким важным понятиям как «большой», «маленький», «больше», «меньше».

Лото «Занимательная математика»

Цель: развивает внимание, логическое мышление, усидчивость, продолжает обучать счету до 100, тренирует зрительную память.

Умное домино «вычитание»

Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость, тренирует зрительную память, закрепляет навыки вычитания.

«Детям о времени»

Цель: игра знакомит детей с временными понятиями (времена года, месяцы, дни недели, части суток, часы), формирует навыки рассказа по картинкам.

«Подбери по цвету и форме»

Цель: развитие логического и образного мышления, произвольной и непроизвольной внимания.

«Противоположности»

Цель: развитие внимания, речи, образную и смысловую память, закладывает основы логического мышления.

«Веселая логика»

Цель: развивает образное мышление, аналитическое восприятие, развивает способности зрительного обследования и анализа предметов, их словесного описания и мысленного конструирования.

«Времена года»

Цель: развивает память, наблюдательность, формирует интерес к окружающему миру.

«Цветная геометрия»

Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.

«Калейдоскоп фигур, цветов, занятий»

Цель: развивает пространственную ориентацию, художественную и творческую фантазию, сообразительность и внимание, в игровой форме обучает владению геометрическими фигурами, умение определять один определенный цвет из цветового многообразия.

«Решаем примеры»

Цель: закрепление навыков счета, осваивание математических действий: сложение и вычитание, обучает составлять и решать задачи.

Дидактические игры по развитию речи

«Моя квартира»

Цель: формировать знания детей о характерных предметах обстановки квартиры, игра учит правильно выбирать картинку с предметом обстановки для выбранной части квартиры, развивать мышление, сообразительность, умение объяснять свои действия, память.

Лото «Все профессии важны»

Цель: развивает речь, мышление, речевой аппарат, представления о профессиях.

«Назови одним словом»

Цель: развивает логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.

«Логопедическое лото»

Цель: развивает фонематический слух, учит правильно произносить звуки, изучает звуко-буквенный анализ слова, развивает внимание, память, мышление.

«По дорожке слов»

Цель: развивает у детей связную речь, внимание, память, воображение, логическое мышление и фонематический слух.

«Мы построим дом»

Цель: развивает память, мышление, фантазии, формировать знания детей о характерных предметах строительного материала, игра учит правильно выбирать картинку.

«Четвертый лишний»

Цель: развивает логическое и образное мышление, речевой аппарат.

«Цепочка слов»

Цель: развивает способность обнаруживать местонахождение первого и последнего звука в словах.

«Пойграй-ка»

Цель: игра развивает сенсорное воспитание, зрительное восприятие, формирует вырабатывание устойчивых представлений о форме, цвете, величине предметов, учит устанавливать совпадение и несовпадение.

«Знаю все профессии»

Цель: знакомит с профессиями, тренирует память, внимание, логическое мышление и речь.

«Мы играем в магазин»

Цель: знакомит детей с предметами продающимися в магазинах, умение детей классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами.

Дидактические игры по окружающему миру

«Животные и птицы: что говорят и что едят»

Цель: развивает речь, знакомит с животными и птицами, а так же с тем, как они «говорят» и что едят.

«Домашние животные» I

Цель: знакомит детей о пользе домашних животных, их разновидностях, чем они полезны в домашнем хозяйстве, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, образное и логическое мышление.

«Зайчата в лесу»

Цель: знакомит с хищными и травоядными животными, развивает логическое мышление, память, речь.

«Чехагор»

Цель: развивает внимание, логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.

«Животные и их детеныши»

Цель: знакомит с животными средней полосы России, расширяет словарный запас, развивает памть, учит правильной речи, формирует основы логического мышления (обобщение, разделение на группы).

«Нектаринка»

Цель: игра развивает внимание, логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.

«Дольки»

Цель: развитие зрительного восприятия, произвольное внимание, знакомит с фруктами, овощами и ягодами, память.

«Домашние животные» II

Цель: знакомит детей с окружающим миром и обогощает знаниями о животных, их детенышах, а так же скотном дворе, учит ребенка обобщать, анализировать и сравнивать.

«Поймай рыбку»

Цель: знакомит детей с водными жителями, развивает зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление.

Лото «Двойняшки» (птицы)

Цель: знакомит детей с разновидностями птиц, местом обитания, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, речевой аппарат.

Лото «Двойняшки» (насекомые и рептилии)

Цель: знакомит детей с разновидностями насекомыми и рептилиями, местом обитания, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, речевой аппарат.

«Узнаем живой мир»

Цель: знакомит с домашними и лесными животными, лесными и сельскохозяйственными растениями, лесными и садовыми цветами, лесными и садовыми ягодами, овощами и фруктами.

«Подбери картинку»

развивает внимание, память, мышление, учит классифицировать предметы, называть группы предметов обобщенными словами, обогащает словарный запас.

Рейтинг: / 7
Подробности Опубликовано 01.09.2010 03:00

Собирали ли вы когда-нибудь огромную картину из пазлов? Какими качествами нужно обладать для того, чтобы собрать ее? Правильно, терпением, усидчивостью, ориентированностью на результат, внимательностью.

Если вы желаете, чтобы ваш ребенок обладал этими качествами, смело предлагайте ему пазлы. Помимо перечисленного, пазлы развивают еще и восприятие целого, воображение, мелкую моторику, координацию движений, наглядно-образное мышление.

Мелкая моторика и координация движений руки ребенка развивается в процессе перебирания мелких деталей-пазлов, их переворачивания, захватывания и выкладывания в нужном месте.

Чтобы получить результат в этой игре, необходимо сопоставлять детали по цвету, форме, линиям. В процессе этого развивается восприятие, логическое и наглядно-образное мышление.

Чтобы сопоставить один пазл с другим, мозг ребенка проделывает массу операций. К примеру, чтобы подобрать подходящую часть детали, малышу нужно научиться мысленно переворачивать пазлы, что несомненно полезно для развития пространственного восприятия, логического, наглядно-образного мышления и воображения.

Цель игры в пазлы: сопоставить детали с соседними таким образом, чтобы вместе они составили общую картину.

В зависимости от размера пазлов, их могут собирать как школьники, так и совсем малыши. Начинать играть в такую развивающую игру можно уже с детьми двух лет, учитывая, что пазлы при этом должны быть больших размеров и их должно быть совсем немного. Картинка для малышей должна быть простой, хорошо, если это будет один большой предмет. Как только ребенок освоит эту игру, можно начинать усложнять ее, предлагая более мелкие детали и более сложный рисунок.

Хорошо, если первые пазлы состоят лишь из двух - четырех крупных деталей, замечательно, если еще и будут выкладываться в планшете-рамке.

Начинать играть всегда с рассматривания целой картинки (обычно, образец прилагается). Затем обсудить детали, происходящие на картинке действия.

Если ребенок еще не знаком с принципом игры в пазлы, то взрослому стоит сначала на глазах ребенка собрать картинку, а потом убрать 2-3 детали и предложить малышу помочь. Для маленьких детей можно придумать сказку с участием персонажей.

Пример сказки:

«Жил-был котенок по имени «Мяу». Жил он в квартире на седьмом этаже и была у него хозяйка Юля. Юля его очень любила, кормила по утрам молочком, играла в догонялки и даже выводила гулять. Вот, ты можешь посмотреть на этого котенка (покажите собранную картинку).

Однажды, выйдя на прогулку со своим котенком, Юля встретила своих подружек и заигралась. А когда нужно было идти домой, вдруг вспомнила, что рядом нет ее котенка, он потерялся (разрушьте картинку на глазах ребенка). Она долго искала и звала его: «Мяу, мяу, кссс, кссс, кссс», но он не откликался.

Давай поможем Юле найти котенка, вот, я уже вижу его ушко (продемонстрируйте ребенку пазл с ушком котенка), ищи и ты…».

Когда игра закончится и пазл соберется, обязательно похвалите своего малыша за проделанную работу.

Как только вы заметите, что головоломка уже не вызывает никаких затруднений у ребенка и он собирает ее с «закрытыми глазами», стоит задуматься над приобретением более сложного варианта пазлов.

Помимо обычных пазлов с обычными картинками, существуют еще и головоломки с развивающим наполнением. Так, в продаже можно встретить географический пазл, задача которого дать представление детям о карте Мира и о местоположении материков, анатомический пазл, информирующий детей о строении человеческого тела, астрономический, математический и др.

Если в процессе игры в пазлы ребенок долгое время не может ничего собрать, то стоит ему помочь, ведь постоянные неудачи могут вызвать потерю интереса ребенка к этой игре. Также подумайте, может быть игра подобрана не по возрасту и стоит предложить пазлы попроще (состоящие из меньшего количества деталей).

Приобретая пазлы для малыша, обратите внимание на его качество. У качественных пазлов на срезах не должно быть зазубрин, картон должен быть плотным, не расслаиваться и не гнуться. Картинка должна быть яркой, а для маленьких детей еще и контрастной.

Выбирая такую игру, исходите из личных интересов ребенка. Мальчикам, естественно, будет интересно собирать пазл с автомобилями, а девочкам – с принцессами. Детей помладше заинтересуют картинки со зверушками, а детей постарше – с любимыми мультипликационными персонажами.