Самые старинные дебюты – открытые. Вплоть до конца XIX столетия они были наиболее часто применяющимися началами. Острая комбинационная борьба, свойственная этим дебютам, привлекала шахматистов того времени.

Наиболее активный ход начала партии 1. e2-e4. После ответа черных 1. … e7–e5 партия начинается открытым дебютом.

Начинающим шахматистам не следует изучать и применять одновременно разнообразные дебютные системы. Мало пользы от механического заучивания вариантов. Следует ограничить свой выбор двумя-тремя дебютами за белых и за черных. Изучение дебютов следует начинать с острых начал: королевского гамбита, итальянской партии, защиты двух коней – это развивает комбинационные способности и помогает лучше понять основы более сложных позиционных дебютов, таких как испанская партия.

Важный принцип в шахматах – связь дебюта с миттельшпилем. Одна из основных проблем во всех дебютах – соединение тяжелых фигур. Дебютную стадию можно считать завершенной, когда между ладьями не остается ни одной, своей или неприятельской, фигуры.

Оценивать позицию по завершению дебюта надо по нескольким показателям:

  • материальное соотношение;
  • вид преимущества – позиционное или материальное;
  • положение королей;
  • наличие открытых линий и диагоналей, хороших и плохих фигур, слабых пунктов.

Правильный план дальнейшей игры выбирают с учетом этих факторов. С материальным преимуществом можно стремиться к упрощениям, при его отсутствии – наоборот, надо обострять игру. При позиционном перевесе следует накапливать преимущество, а не упрощать позицию. Позиция королей определяет план: атаковать или защищаться. Деление фигур на хорошие и плохие определяется количеством полей, которые они контролируют. Хорошую фигуру надо оберегать от размена, плохую – выгодно разменять.

Популярные открытые дебюты

Королевский гамбит : 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4.

Острое и сложное начало. Белые стремятся с помощью жертв добиться превосходства в развитии и как можно быстрее расчистить линии для атаки на королевском фланге. Гамбит был особенно популярен в XIX веке.

Дебют слона : 1. e2-e4 e7-e5 2. Сf1-c4.

Старейшее начало. В современной турнирной практике встречается редко, так как черные имеют достаточно возможностей для уравнения игры.

Венская партия : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kb1-c3.

Дебют разработан венскими шахматистами в середине XIX века. Белые укрепляют пешку e4, предупреждая контрудар d7-d5, и намереваются атаковать соперника с помощью f2-f4. Некоторая задержка в динамике игры дает возможность черным организовать встречные действия.

Итальянская партия : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Cf8-c5.

Анализы начала итальянских мастеров появились еще в XVI веке. Цель белых – образование сильного пешечного центра и создание угроз слабому пункту f7. За черных найдены успешные способы борьбы с этими планами.

Гамбит Эванса : 1. e2–e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Cf8-c5 4. b2-b4.

Идея пожертвовать пешку для получения темпов с целью захвата центра принадлежит английскому шахматисту Д. Эвансу. Основной метод борьбы у черных – принять гамбитную пешку, чтобы в подходящий момент возвратить ее для завершения развития.

Защита двух коней : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1–f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Kg8-f6.

Известный уже в XVI веке дебют. Черные пытаются перехватить инициативу нападением на пешку e4, во многих продолжениях не останавливаясь перед жертвами.

Дебют четырех коней : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Kb1-c3 Kg8-f6.

Старинный дебют, известный с XVI века. Белые продолжают борьбу за центр, однако делают это менее настойчиво, чем в испанской партии. В некоторых вариантах возможны быстрые упрощения игры.

Защита Филидора 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 d7-d6.

Русская партия : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kg8–f6.

Стратегическая идея дебюта заключается в том, что черные продолжают развитие, не защищая атакованную пешку e5. Часто возникают симметричные варианты с небольшим позиционным преимуществом у белых. Потенциальные возможности черных позволяют осложнить игру с хорошими контршансами.

Центральный дебют 1. e2-e4 e7-e5 2. d2-d4 e5:d4 3. Фd1:d4.

Дебют был довольно популярен в XIX веке. Ходом ферзя белые дают черным лишний темп – развитием коня на c6. Однако черные должны играть внимательно, чтобы предупредить возможное наступление в центре или на королевском фланге.

Северный гамбит : 1. e2-e4 e7-e5 2. d2-d4 e5:d4 3. c2-c3.

Белые, не считаясь с материальными потерями, пытаются прочно овладеть инициативой. При попытке удержать любыми путями материальное преимущество черные могут легко попасть под атаку.

Шотландская партия : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4.

Идея 3. d4 заключается в попытке добиться преимущества в центре. В оживленной фигурной борьбе черные имеют равные возможности.

Шотландский гамбит : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4 e5:d4 4. Cf1-c4.

Юдович М.М.

Пожалуй, нет такого любителя шахмат, который не хотел бы научиться играть лучше, не стремился бы изжить недостатки в своей игре. Многим при этом кажется, что главным препятствием, которое мешает им совершенствоваться, является плохое знание теории дебютов. И все же иной любитель, раздобыв после долгих поисков желанное дебютное руководство, полистает его, вздохнет и… поставит надолго на книжную полку. В самом деле, если думать, что необходимо изучить все варианты, приведенные в таком учебнике, можно испугаться. Попробуй, запомни их все, где взять для этого время?

Увы, до сих пор бытует наивное мнение, что мастер потому и играет мастерски, что от корки до корки изучил все толстые шахматные руководства. А ведь есть немало шахматистов второго, третьего разрядов, которые знают дебютную теорию не хуже иных мастеров. А вот сядет играть турнирную партию такой шахматный «ученый» второго разряда, и сделает его противник неожиданный ход, о котором в книге ничего не было написано… и все пропало, поражения не миновать.

И в шахматах нельзя жить чужим умом. Чтобы хорошо играть, надо прежде всего ясно представлять себе смысл того, что происходит на доске. «Штудирование шахматных учебников лишь прокладывает те пути, по которым надо научиться мыслить самостоятельно» ,- справедливо указывал экс-чемпион мира М. Эйве.

Чтобы лучше разобраться в проблеме изучения теории начал, прежде всего нужно решить, что такое дебютные варианты, являются ли они обязательными и строго единственными?

Почему нелегок путь дебютного руководства к сердцу читателя? Варианты, варианты, варианты расползаются по всем страницам такой книги. Обилие их может показаться скучным, необычайно трудным… Но это не так. Надо только со всей ясностью представлять, что варианты эти — фрагменты из партий сильнейших шахматистов мира, которые были сыграны в турнирах и матчах. В них отражены смелые творческие поиски, богатство замыслов, радость открытий и горечь неудач. Значит ли это, что нет в позиции других вполне возможных продолжений? Конечно, не значит!

Шахматная борьба многообразна, она таит в себе бесчисленное количество различных возможностей. Еще много лет назад М. Чигорин говорил, что в каждом дебюте «можно избежать шаблонных книжных вариантов, достигая при этом не худших, если не лучших, результатов». И действительно. Важно понять главные цели дебюта, идеи дебютных схем, лишь это даст вам возможность находить правильные пути в безбрежном океане возникающих в начале партии вариантов.

Примечание от редакции сайт:

Настоятельно рекомендуем запомнить фразу «Важно понять главные цели дебюта, идеи дебютных схем…». Зная основные идеи того или иного дебюта, проще находить правильные ходы в нештатных ситуациях. Под «нештатными», мы понимаем ходы противника, сделанные не по правилам того или иного дебюта. Как было сказано выше, многие шахматисты-любители не знают, как реагировать на «не книжные» ходы.


Дебютные варианты основаны на турнирной практике. Именно поэтому они непрерывно меняются и совершенствуются. Если вы сравните рекомендации, которые давали теоретики 5 — 10 лет назад, с теми, которые даются сейчас, вы будете поражены — так много перемен в этих оценках. И это вполне понятно, шахматное искусство непрерывно развивается, идет творческая работа, ведется поиск нового. Со всей определенностью можно отметить, что находить новое в дебютной теории дело не только мастеров, оно вполне по плечу каждому любителю шахмат. «Интересные, серьезные открытия в области дебютов случалось делать даже слабым игрокам… Эти открытия проверялись игроками первоклассными и затем применялись ими и на практике» ,- писал М. Чигорин.

Характерна история «героя нашего времени» волжского гамбита. Когда анализ этого гамбита, подготовленный куйбышевскими шахматистами во главе с кандидатом в мастера Б. Аргуновым, был опубликован в журнале «Шахматы в СССР» (№ 2, 1946), специалисты встретили его с нескрываемым скептицизмом. «Что получают черные за пожертвованную пешку? Ничего или очень мало»,- утверждали критики. Не сразу выявилась и оправдала себя чисто позиционная идея гамбита: создать давление на ферзевом фланге и по диагонали f1-a6, вызвать ослабления в лагере белых, постепенно организовать атаку. Испытания показали, что идея эта весьма жизненна. Отношение к волжскому гамбиту резко изменилось. Появился новый раздел дебютной теории, ныне отважный гамбит частый гость крупных соревнований.

Какой практический вывод можно сделать из всего сказанного?

Прежде всего, нельзя слепо и безоговорочно принимать на веру то, что написано в тех или иных шахматных учебниках или в комментариях гроссмейстеров и мастеров. Скажем, автор примечаний утверждает, что преимущество у белых. Но если вы начнете разбираться в позиции, может быть, вы с этим мнением и не согласитесь. Разбираться надо серьезно, не торопясь, избегая скороспелых выводов. И в шахматном анализе надо «семь раз примерить, прежде чем один раз отрезать».

В каждом дебютном варианте, который вы применяете, необходимо иметь ясное представление о том, что хорошо и плохо, о том, как должна складываться и развиваться борьба. Это обеспечит вам практический успех.

Очень важно правильно решить проблему выбора того или иного дебюта для своей турнирной практики. Некоторые любители решают эту проблему просто, играют те дебюты, которые встречаются в партиях прославленных гроссмейстеров, сильнейших шахматистов мира. Логика очень простая. Раз дебют применяет Карпов или Каспаров — значит, этот дебют хороший. На первый взгляд рассуждение справедливое, но только на первый взгляд. Надо помнить, что большинство дебютных построений вполне приемлемо, а на их выборе большими шахматистами сказываются личные вкусы и симпатии. Известно, например, что Ботвинник в ответ на 1. е2-е4 очень часто играл 1…е7-e6, а Смыслов не любит применять французскую защиту черными. Каспаров, сказавший как-то «осложнения — моя территория», естественно, стремится избирать дебютные схемы, которые ему по душе…

Справедливо старинное изречение «стиль - это человек». Именно поэтому выбор дебюта должен решаться в зависимости от того, какие позиции вам нравятся, каким положениям вы отдаете предпочтение. Вряд ли можно считать оправданным, что подавляющее большинство шахматистов среднего уровня в ответ на 1. е2-е4 избирают ответ с7-с5. - дебют очень трудный и сложный. В нем много форсированных острых вариантов. Применять «сицилианку» можно, имея определенную подготовку, иначе легко и просто попасть в беду. Но ведь применяют эту дебютную систему часто непродуманно, лишь потому, что так играют все…

И еще один практический совет. Старайтесь включать в свой дебютный репертуар варианты мало освещенные в справочниках. Таких вариантов огромное количество. Понравилось вам какое-либо продолжение, нашли вы в нем определенный смысл — играйте так без колебаний и ненужных опасений. Написал эти строки и представляю себе такое возражение: а у меня вообще нет дебютного руководства, никак не могу достать. На что мне ориентироваться?

Здесь следует сказать о том, что большинство любителей шахмат не умеют еще разбирать как следует публикуемые в газетах, журналах и турнирных сборниках партии гроссмейстеров и мастеров. А ведь каждая такая партия при внимательном анализе может быть отличным учебником стратегии и тактики, методов игры в дебютах. «Шахматные книги и партии надо изучать ,- говорил экс-чемпион мира Т. Петросян,- именно изучать, а не проглядывать со скоростью столько-то страниц, столько-то партий за один присест. Тогда вы обязательно уловите в вариантах, рекомендованных планах или оценках какие-то шероховатости или даже ошибки» .

Неоценимым и доступным для всех материалом являются сейчас партии матча на первенство мира А. Карпов — Г. Каспаров. Постарайтесь разобраться в том, почему в дебюте эти выдающиеся гроссмейстеры избирали тот или иной ход. Подумайте, с чем связан этот ход, каковы его цели. Мысленно поставьте себя на место одного из играющих. Как бы сыграли вы и почему?

Конечно, подобный анализ за полчаса не проведешь. Он требует серьезной работы. Но стоит так досконально разобрать несколько партий, и это, безусловно, скажется на повышении вашего класса игры. Особое внимание надо уделить тому, как дебютное построение связано с дальнейшим развитием событий. Напомню вам слова экс-чемпиона мира М. Ботвинника: «Конечно суть шахмат заключается не в начале партии. Главное содержание шахмат состоит в том, что в сложной оригинальной позиции, когда, казалось бы, ниоткуда помощи ждать не приходится, шахматист должен найти правильное решение (ход). Кто умеет это делать, тот и чувствует себя уверенно за шахматным столиком» .

Итак, дебют ни при чем? Такой вывод был бы поспешным. Дебют, как правило, при чем, если он является прологом пьесы, название которой «середина игры». Он мало способствует успеху борьбы, если план игры в середине партии слабо связан с дебютом».

Примечание от редакции сайт:

Случается, что шахматист-любитель прекрасно разыгрывает дебют (центр занят пешками и легкими фигурами, обеспечена безопасность короля), но он понятия не имеет, что делать дальше. Это классический пример того, что отсутствует связь между дебютом и миттельшпилем, чего категорически нельзя допускать.


Возвращусь к совету избирать дебютные варианты, мало освещенные в справочниках.
Давайте призадумаемся над позицией, возникающей в испанской партии после 1. е4 е5 2. Kf3 Кc6 3. Сb5 а6 4. Са4 Kf6.

r1bqkb1r/1ppp1ppp/p1n2n2/4p3/B3P3/5N2/PPPP1PPP/RNBQK2R w KQkq - 0 1


Классическая позиция, «табия», как часто говорят сейчас. Большинство здесь автоматически продолжает 5. 0-0 и после 5… Се7 6. Ле1 в соответствии с установившимся мнением, что это сильнейшее продолжение. Однако и при этом сильнейшем ответе, как гласят дебютные руководства, белым очень трудно добиться преимущества.

А что, если сыграть 5. Кс3 ? Было время, когда именно естественный ход конем считался лучшим. Весьма сомнительно, что это соответствует действительности, но и при нем также возникают сложные позиции, в которых черным легко споткнуться. Возможно, например, 5… b5 6. Сb3 Се7 (к очень большим осложнениям приводит 6… Сс5 7. К:е5) 7. d3 d6 8. Kd5 (интересно и 8. а4 b4 9. Kd5) 8… Ка5 9. К:е7 Ф:е7 10. Kd2 (стоит подумать и о ходе 10. h3) 10… Cg4 11. f3 Се6 12. С:е6 fe 13. 0-0 0-0 с интересной борьбой. Так развивалась партия Симагин — Спасский (23-й чемпионат СССР, Ленинград, 1956). Характерно, что В. Симагин, шахматист яркого оригинального стиля, всегда стремился в дебютах уйти в сторону от наезженных дорог.

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.d3 Be7 6.Nc3 b5 7.Bb3 d6 8.Nd5 Na5 9.Nxe7 Qxe7 10.Nd2 Bg4 11.f3 Be6 12.Bxe6 fxe6 13.O-O O-O 14.Nb3 Nc6 15.Be3 Nd7 16.a4 bxa4 17.Rxa4 Nb6 18.Ra3 a5 19.c3 Ra7 20.Qc2 Rfa8 21.Rfa1 a4 22.Nd2 d5 23.Bf2 Qe8 24.h3 h6 25.Kh2 Qf8 26.Nf1 Qe8 27.Nd2 Qf8 28.Nf1 Qe8 1/2-1/2


Сошлюсь и на свой опыт. В известном варианте испанской партии - 1. е4 е5 2. Kf3 Кc6 3. Cb5 Kf6 4. 0-0 К:е4 5. d4 Се7 6. Фе2 Kd6 7. С:с6 bc 8. de Kb7 9. КсЗ 0-0 10. Ле1 Кс5 11. СеЗ Ке6 12. Лad1 d5 13. ed cd 14. Kd4 K:d4 15. C:d4 Ле8 16. ФfЗ d5 17. Ka4 — черным приходится выдерживать сильный позиционный нажим.

r1bqr1k1/p3bppp/2p5/3p4/N2B4/5Q2/PPP2PPP/3RR1K1 b KQkq - 0 1

Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

Теоретические руководства единодушно дают здесь оценку ±, что означает большой перевес у белых, и ссылаются, в частности, на партию Балашов — Кнежевич (международный турнир в Ленинграде, 1977). И все же я «рискнул» применить этот вариант в одной из партий международного турнира по переписке, связав оборону черных с новой идеей: 17… Cf8 18. ФсЗ Л:е1!? (решение, которое не лежит на поверхности; черные отдают противнику в безраздельное владение линию «е») 19. Л:е1 Ф:g5 . Свои расчеты черные связывают с этим активным выпадом, на 20. Ф:с6 они намерены играть 20… Сh3 21. g3 Лс8. В партии было: 20. h3 Cf5 21. ЛеЗ Лс8 22. Кс5 h5 23. b4 h4 24. аЗ Cd6 .

Было бы, конечно, преждевременно объявлять размен на e1 панацеей от всех бед. Но, во всяком случае, борьба в партии ушла в сторону от шаблонных оценок и предначертаний. Играть так интересно, не правда ли?

И еще один пример. Познакомьтесь с партией А. Алехин - Д. Брейер, игранной на международном турнире в Схевенингене (1913). Там было: 1 d4 d5 2. с4 е6 3. Kf3 Kf6 4. Кс3 Kbd7 5. Cg5 Се7 6. еЗ 0-0 7. Лс1 с6 8. Cd3 dc 9. С:с4 Kd5 10. С:е7 Ф:е7 11. 0-0 К:с3 12. Л:сЗ е5.

r1b2rk1/pp1nqppp/2p5/4p3/2BP4/2R1PN2/PP3PPP/3Q1RK1 w KQkq - 0 1

Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.


А это уже «табия» ортодоксальной защиты ферзевого гамбита. Разными путями пытаются здесь белые добиться перевеса (13. Фс2, 13. СbЗ, 13. de), но позиция черных в любом разветвлении остается огнеупорной. В большинстве руководств вообще не рассматривается сделанный Алехиным в вышеуказанной партии ход 13. е4 . Уверен, что и он не в силах взорвать оборону черных, но в этом случае возникают, по крайней мере, малоисследованные позиции.

Во всяком случае, Брейер после 13… ed 14. Ф:d4 b5? 15. СbЗ с5 16. Фd5 Лb8 17. Лd1 потерпел поражение.

Положение после 14. Ф:d4 привлекло внимание участников. Вот что писал А. Алехин, в журнале «Шахматный вестник» (№ 17, 1913): «По окончании этой партии Яновский предложил мне сыграть с ним новую партию на ставку, давая при этом ничью вперед! Предложение было принято, и партия продолжалась следующим образом:

Позиция после 14.Ф:d4

r1b2rk1/pp1nqppp/2p5/8/2BQP3/2R2N2/PP3PPP/5RK1 b - - 0 1

Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

А. Алехин — Д. Яновский: 14… Кb6 15. е5 К:с4 16. Ф:с4 Лd8 17. Фf4 Се6 18. Kg5 Лd5 19. Лg3 Лad8 20. h3 Лd4 21. Ke4 Kph8 22. ФеЗ Л8d5? 23. Kf6! Лd8 24. Л:g7! Kp:g7 25. Фg5 Kph8 26. Фb5 Ф:f6 27. ef Лg8 28. Лdl Cg4 29. hg Л:d1 30. Kph2 Лd7 31. f4 b6 32. g5 c5 33. f5 b5 34. g6! fg 35. fg Л:g6 36. Фе5. Черные сдались».

Любопытно резюме Алехина: «Разумеется, эта партия не доказывает, что в положении, приведенном на диаграмме, у белых есть какое-либо серьезное преимущество, из нее видно только, что черным нужно играть очень осторожно ввиду опасности, угрожающей их королевской позиции».

Признаюсь, я «подсмотрел» эти две партии Алехина и, памятуя, что зачастую новым является хорошо забытое старое, применил ход 13. е4 в нескольких турнирных партиях. Сработал эффект неожиданности, результат был хорошим.

…и в заключении сошлюсь на мнение экс-чемпиона мира Эм. Ласкера: «Необходимо исследовать не только то, что рекомендуется, но и прямо противоположное, чтобы быть в состоянии сделать самостоятельные выводы. Таким путем шахматист приобретает наиболее ценное — способность самостоятельного суждения и самостоятельного творчества - и, пройдя период ученичества в шахматах, может стать полноценным художником».

Журнал «Шахматы в СССР», №11, 1984 год

Составьте примечания к четырем коротким партиям. Во всех партиях черные сдались. Ваша задача — найти неточности в дебюте и определить критические позиции.

Партия 1

Венская партия

1. e4 e5 2. Nc3 Nf6 3. f4 d5 4. fxe5 Nxe4 5. Nf3 Nxc3 6. bxc3 Be7 7. d4 O-O 8. Bd3 Bg4 9. Rb1 b6 10. O-O c5 11. h3 Bh5 12. Bxh7+ Kxh7 13. Ng5+ Bxg5 14. Qxh5+ Bh6 15. Bxh6 gxh6 16. Rf6 Kg7 17. Qxh6+ Kg8 18. Qg5+ *

Партия 2

Сицилианская защита, система Тайманова

1. e4 c5 2. Nf3 Nc6 3. d4 cxd4 4. Nxd4 e6 5. Nb5 d6 6. Bf4 e5 7. Be3 f5 8. N1c3 f4 9. Nd5 fxe3 10. Nbc7+ Kf7 11. Qf3+ Nf6 12. Bc4 Nd4 13. Nxf6+ d5 14. Bxd5+ Kg6 15. Qh5+ Kxf6 16. fxe3 Nxc2+ 17. Ke2 *

Партия 3

Французская защита

1. e4 e6 2. d4 b6 3. Bd3 Bb7 4. Nh3 Nf6 5. Nc3 Bb4 6. Qe2 h6 7. O-O Bxc3 8. bxc3 d5 9. e5 Nfd7 10. Qg4 Kf8 11. Nf4 Qe7 12. Re1 Ba6 13. c4 Bxc4 14. Bxc4 dxc4 15. Qf3 *

Партия 4

Французская защита, вариант Стейница

1. e4 e6 2. d4 d5 3. Nc3 Nf6 4. e5 Nfd7 5. f4 c5 6. dxc5 Bxc5 7. Nf3 O-O 8. Bd3 Nc6 9. h4 f6 10. Ng5 fxg5 11. Bxh7+ Kxh7 12. hxg5+ Kg8 13. Qh5 Ndxe5 14. fxe5 Rf5 15. g4 Rxe5+ 16. Kd1 Be3 17. Bxe3 Rxe3 18. Nb5 Rf3 19. g6 *

сложность: ★

Дебют, то есть первые 10-15 ходов, - очень важная стадия шахматной партии. Успешное начало - залог победы, и наоборот. Можно провести аналогию с теннисной подачей. Хороший первый удар позволяет захватить инициативу в розыгрыше очка или даже выиграть его сразу. Корявая подача с идеей лишь бы как-нибудь ввести мяч в игру - на руку опытному сопернику.

Сформулируем основные принципы того, как играть дебют и чего делать в начале партии не рекомендуется.

1) Боритесь за центр.

Из центра фигурам кратчайший путь к любой части доски. Кто владеет центром, тот, как правило, владеет преимуществом. Под владением центром подоразумевается расположение фигур и пешек в квадрате с3, с6, f6, f3 и особенно контроль за центральными полями е4, е5, d4, d5. В некоторых дебютах одна из сторон сначала добровольно отдаёт центр, особенно при игре чёрными. Пример - . Но даже там это временное явление, далее следует активная конртатака центра.

2) Развивайте все фигуры. Не ходите одной фигурой несколько раз.

По окончанию дебюта все ваши фигуры в идеале должны стоять на активных позициях, готовые к бою. Как сказал гроссмейстер и теоретик прошлого Зигберт Тарраш, если даже одна фигура стоит плохо, то вся партия стоит плохо. По этой причине не стоит ходить одной и той же фигурой в дебюте несколько раз, ведь пока играет одна фигура, остальные бездействуют, неактивны. Также не следует заниматься сомнительными материальными завоеваниями, например стараться выиграть крайние пешки. Время, потраченное на их взятие - это опять время, отнятое у других фигур, которые пылятся на начальной позиции. Инициатива соперника, владеющего перевесом в развитии, может оказаться гораздо важнее. Не верите? Позащищайте позицию чёрных, например, в .

3) Развивайте сначала лёгкие фигуры, а потом тяжёлые.

Вначале лучше выводить коней и слонов, а только потом ферзя и ладьи. Дело в том, что ценная фигура в одиночку ничего сделать всё равно не сможет, она только должна будет отступать под ударами лёгких фигур противника. К чему может привести ранний ввод в игру ферзя, можете прочитать в статье .

4) Сделайте рокировку.

Рокировка позволяет спрятать короля в относительно безопасное место. Кроме того, вводится в игру ладья. Если король задерживается в центре - это всегда сигнал к атаке соперника.

5) По возможности мешайте сопернику.

Ваша задача, разумеется, не только хорошо развить фигуры самому, но и помешать это сделать с комфортом сопернику, захватить инициативу в партии. Особенно это актуально в игре белыми фигурами, ведь они делают ход первыми. Задача чёрных на первых порах уравнять игру, нейтрализовать преимущество первого хода.

Конечно, это только примерные ориентиры. Однозначного алгоритма того, как играть дебют, нет. Но для новичка лучше всё-таки придерживаться этих простых правил и не пытаться изобретать велосипед.

Посмотрим как реализуются описанные принципы на примере итальянской партии .

Белые делают ход центральной пешкой на два поля, сразу занимая центр. Кроме того открываются диагонали для слона f1 и ферзя d1.

1. ... e5

Чёрные отвечают симметрично, руководствуясь теми же соображениями.

Белые развивают коня, попутно нападая на пешку е5.

2. ... Кс6

Чёрные развивают своего коня, защищая пешку.

3. Сс4 Сс5

Белые и чёрные выводят слонов в центр на активные позиции, прицеливаясь к пунктам f7 и f2, которые защищены только королями.


На доске стартовая позиция дебюта, который называется итальянская партия .

Первые несколько ходов шахматной партии могут стать самыми важными. Они помогают выбрать дебютный план и начать борьбу за перевес. Новичкам не нужно увлекаться запоминанием ходов, а лучше сосредоточиться на главных принципах дебюта: захвате центра и развитии фигур. Тем не менее, полезно знать самые распространенные дебюты, которые помогают избрать удачный план.

Представляем лучшие шахматные дебюты для новичков:

№1 Итальянская партия

Итальянская партия начинается ходами 1.е4 е5 2.Кf3 Кс6 3.Сс4. Цель - быстро захватить центр пешкой и конём, вывести слона на поле, откуда он угрожает слабой пешке f7, и подготовить рокировку.

№2 Сицилианская защита

Сицилианская защита чаще всего выбирают те, кто любит агрессивно разыгрывать дебют чёрными. Белые часто продолжают 2.Кf3 и 3.d4, занимая пространство в центре, в ответ чёрные выгодно разменивают центральную пешку белых на свою фланговую пешку "с".

№3 Французская защита

Французская защита - позиционный дебют, с чьего изучения нужно начинать изучение теории каждому шахматисту. После хода белых е5 (сразу или чуть позже), у обеих сторон появятся пешечные цепи. Один из рисков французской защиты заключается в том, что чёрным трудно развить слона, расположенного на поле с8.

№4 Испанская партия

Испанская партия - один из старейших дебютов, применявшихся на заре шахматного искусства. Он назван в честь испанского епископа, автора одной из первых книг о шахматах. В испанской партии слон угрожает коню, защищающему пешку е5. Белые надеются использовать нападение, чтобы увеличить давление на центр чёрных.

Sunday 23 November 2014 at 12:30 am

Как изучать дебюты? Наверно этот вопрос задавал каждый начинающий шахматист.

Но и среди шахматистов имеющих разряды, есть те которые не имеют четкой системы реализации начальной стадии партии. Конечно прежде всего нужно знать и понимать принципы построения дебютной композиции и ее закономерности. Прежде всего можно посоветовать начинающим, изучение дебютных начал, по комментированным партиям из соревнований гроссмейстеров и мастеров.

Для этого нужно подобрать в журналах несколько десятков партий, которые игрались тем дебютным вариантом, который Вы собрались изучать. Сначала эти партии необходимо систематизировать, последовательно расположить по направлениям разветвлений позиций и записать в тетрадь. Переиграйте все эти партии читая описания и обратите внимание на соблюдение дебютных принципов. На этом этапе важно понять идею варианта и планы проводимые каждой стороной. Попробуйте сравнить отличие и схожесть планов в разных партиях. В итоге выявите связь дебюта и миттельшпиля. Если есть возможность эндшпиля, то проследите и ее.

На начальной стадии изучения дебютов, постарайтесь их подобрать так, чтобы планы были ясно видны. Более сложные в стратегическом плане дебютные системы, оставьте на потом, когда у вас появится некоторый опыт. Старайтесь чаще применять изучаемые варианты в своих партиях. Их тоже необходимо записывать в свою тетрадь, анализировать и сравнивать с партиями мастеров. Правильность вашей игры можно проверить по дебютным справочникам. Постоянно пополняйте вашу тетрадь новыми партиями и в последствии вы накопите ценную базу по вашим любимым дебютам.

Не нужно заучивать дебютные варианты по справочнику, не понимая их принципов. В реальной партии вы можете оказаться в проигрышной ситуации когда реализуете заученные ходы, а дальше не будете знать что делать. Так же не пытайтесь разыгрывать начало партии лишь руководствуясь дебютными принципами, так как можете попасть в одну из известных в теории дебютных ловушек или сделать позиционные и тактические ошибки. Без хорошего знания теории, рост вашего мастерства не возможен. В дебютах не имеет смысла ограничиваться изучением основного варианта, нужно так же подробно изучать и его разветвления, в которых часто заключается много тонкостей и особенностей.

Изучение дебюта должно происходить комплексно с изучением миттельшпиля и эндшпиля, нужно совершенствовать позиционное зрение и тактику игры. Если вы нашли какое либо продолжение не описанное в справочниках и оно вас заинтересовало, попробуйте изучить его развитие самостоятельно вместе с другими шахматистами, а потом попробовать применить в тренировочных турнирах. Такие исследования благоприятно отразятся на вашей игре. Не нужно изучать все дебюты. Это просто не возможно. Лучше взять в свой репертуар два три дебюта за каждую сторону и изучить их более тщательно, а уже потом добавлять к изучению новые варианты.

Не нужно применять в турнирах одни и те же дебютные варианты, так сопернику будет проще подготовиться к встрече с вами. Оценить ваши знания в дебютных построениях, конечно лучший способ это практика. Поражение в той или иной дебютной системе, вовсе не означает что от нее нужно отказаться. Просто постарайтесь выяснить в чем причина поражения и исправить ее, что бы не допустить в дальнейшем. Найдите в справочнике такой вариант и правильное его развитие или проанализируйте ситуацию с тренером. Не нужно доверять на слово книгам и справочникам, проверьте эту правоту на практике.

Только самостоятельный скурпулезный анализ, покажет вам правильность того или иного развития шахматной партии.

При желании можете сразится в 3D шахматную партию с компьютером. Выбирай уровень сложности и играй - замечательная разминка для ума и возможность применить свои теоретических знаний на практике.