Вы уже научились ставить мат двумя ладьями? Умение использовать ваши ладьи - один из самых важных навыков начинающего шахматиста! Используйте их поочередно, чтобы "подтолкнуть" короля соперника к краю доски и закончить тренировку.

Если вы научитесь ставить мат ферзем, то сможете выигрывать партии со всего одной лишней пешкой! Этот урок покажет вам, что даже ферзь, самая сильная фигура, не может поставить мат в одиночку. Ему должен помочь король. Попробуйте сами освоить самый простой способ матования!

В серьёзных партиях вам придется доказывать, что вы умеете ставить этот мат, гораздо чаще, чем любой другой! Мат королём и ладьёй намного сложнее мата королем и ферзём. Здесь вам придется использовать совместно короля и ладью как атакующую силу. Вы сможете поставить мат только после того, как оттесните короля соперника на край доски. Отточите принципы матования ладьей, и вы будете вооружены и опасны в шахматных турнирах!

Этот эндшпиль можно выиграть, если ваши фигуры будут действовать слажено. Ваши слоны должны загнать неприятельского короля в угол доски, потому что только там он может получить мат. Удобнее всего оттеснять вражеского короля своим собственным, когда слоны стоят бок-о-бок, блокируя ему пути отступления. Осторожно, избегайте случайного пата!

В этой позиции необходима тренировка, чтобы освоить ее полностью! Пока вы не объявите компьютеру мат слоном и конем хотя бы пять раз, вы не будете уверены в том, что сможете сделать это за доской. Мат вражескому королю можно поставить только в углу доски цвета вашего слона. В данном случае, на белых полях h1 и a8. Оттесните короля до поля a8; используйте слона, чтобы атаковать белые поля, и коня, чтобы атаковать черные.

ВНИМАНИЕ: Прежде, чем начать это упражнение, постарайтесь решить предыдущее. Это один из самых сложных эндшпилей! Как вы узнали из прошлого урока, мат можно поставить в углу того же цвета, что и ваш слон. Для начала правильно расположите ваши фигуры (все, включая короля), потом оттесняйте короля противника к краю доски. Потом все будет проще, ведь вы уже знаете как закончить дело.

В этом эндшпиле все сводится к активности короля. По крайней мере, начиная со следующего хода. Метод выигрыша состоит в том, чтобы использовать слабости слона. Приближайтесь к королю противника по белым полям, и черные не смогут вам угрожать. Не забывайте использовать выгодные возможности. Когда король больше не сможет защищать слона, ищите вилки!

Берегитесь вилок! Бороться с конем может быть очень сложно. Технично оттесняйте фигуры противника туда, где им не хватает пространства. Потом заставьте короля и коня разъединиться и выиграйте коня. Помните: часто лучше сделать выжидательный ход, ограничивающий возможности противника, чем давать бесконечные шахи.

Доброго вам дня, дорогой друг!

В предыдущей статье мы разобрали, как заматовать короля двумя слонами. Задача поставить мат конем и слоном в шахматах будет посложнее. Есть масса примеров, когда даже мастера не справлялись с этой задачей за 50 ходов. Так что наберитесь терпения.

Отличие от мата двумя слонами

Главное отличие, – мат можно поставить только в углу цвета слона. Их два, а не четыре, как в ситуации с двумя слонами.

Количество ходов, необходимое для мата конем и слоном близко к пороговому значению в 50 ходов (о правиле 50 ходов –в статье ) . При правильной игре мат ставиться не больше, чем за 33 хода.

Для сравнения, мат слонами ставится за 18 ходов. То есть резерв для «безрезультатных маневров» в ситуации конь+слон не так уж и велик.

Правила и условия мата конем и слоном

Первые два условия аналогичны ситуации мата двумя слонами:

1. Ваш король должен находиться на одном из следующих полей:

2. Король соперника должен находиться в одном из двух углов цвета слона или на полях рядом:

3. Сам процесс включает следующие задачи:

  • Оттеснить короля на крайнюю линию
  • Загнать короля в угол цвета слона
  • Заматовать

Примеры мата

Мат может быть поставлен, как конем, так и слоном:

1.Сg7+ Крg8 2.Ке7 мат

И слоном:

1.Ка6+ Кра8 2.Сс6 мат

Это точные позиции, которые важно запомнить и к ним стремиться.

Что делать, если угол «не тот»?

Как правило, король противника побежит в угол, не соответствующий цвету слона. Задача – «выкурить» его оттуда и «перегнать» в угол цвета слона. Как это можно сделать, – в примере ниже.

В целом, при правильной игре противника, такая ситуация будет возникать всегда. Так, что можно считать это частью алгоритма.

Пример

Теперь процесс целиком. Ставим случайную позицию:

1. Крb2 Крс4 2.Крс2 Крd4 3.Сf6+ Кре4 4.Крс3 Крf5 5.Cd4 Кре4 6.Кd2+Крd5 7.Крd3

Первая ключевая позиция . Король черных начинает отступать.

7...Крd6 8.Кре4 Кре6 9.Кс4 Кре7 10. Крf5

Оттесняем со стороны королевского фланга, чтобы не убежал через этот фланг.

10...Крd7 11.Кре5 Крс6 12.Кd6 Крd7 13Kd5 Крс7 14.Сf6 Крd7 15.Кb5

Король должен отступить на последнюю линию.

15...Крс8 16.Крс6 Крb8 17.Cd4+Крb8 19.Сb6 Крс8 20.Са7!


Ключевая позиция №2 . Белые начинают перегонять короля черных в угол цвета своего слона.

20...Крd8 21.Кd5 Кре8 (21...Крс8 22.Ке7+ Крd8 23.Ке6) 22.Крd6 Крf7 23.Ке7! Крf6 24.Ce3!

Ключевая позиция №3 . Казалось бы, король черных вырывается, но не тут то было.

24...Крf7 25.Cd4 Кре8 26.Кре6 Крd8 27.Cb6+ Кре8 28.Кf5 Крf8 29.Cd4 Кре8 30.Сf6 Крf8 31.Ce7+ Крg8 32.Крf6

Мы почти у цели. Король в нужном углу, осталось поставить мат.

32...Крh7 33.Крf7 Крh8 34.Крg6 Крg8 35.Кh6+ Крh8 36.Cf6 мат.

Получилось чуть больше, чем 33 хода, но в лимит 50 мы уложились с запасом.

Типичная ошибка

Типичной ошибкой является незнание, в каком углу нужно матовать. Безрезультатные попытки заматовать там, — где это невозможно, — вызовут улыбку у всех окружающих. Кроме самого игрока.

Еще бОльшая ошибка, – «опустить руки» , когда король оказался в углу не того цвета. Шахматист впадает в расстройство и «бросает играть». А между тем, – нахождение короля в углу не того цвета – это часть плана! Мы только что разобрали пример.

В заключение:

Как видите, поставить мат конем и слоном не так уж и просто. Однако с помощью тренировки набить руку можно. Другой вопрос, — надо ли это делать?

Проблема та же, о которой я писал в статье о : позиция в реальной игре возникает крайне редко. Будет ли «выхлоп» от вашей подготовки в виде очков в турнирной таблице, — большой вопрос.

Я бы рекомендовал усвоить основные правила матования конем и слоном, ключевые позиции и последовательность действий . Желательно поставить пару раз мат компьютеру. Все зубрить необязательно. Все равно забудете.

Впрочем, не настаиваю. Выбор путей творческих исканий в шахматах, — за вами.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Сегодня мы рассмотрим мат Конем и Слоном. Эта позиция была хорошо изучена Филидором, очень давно, в 1749 году. Это не самый распространенный мат, он встречается один раз на 5000 игр, но Вам необходимо знать, как использовать вместе коня и слона.

Мне попадалось множество учебников, в которых было написано, как поставить мат одинокому королю при помощи коня и слона, но по ним невозможно было освоить этот прием. Там были показаны движения, даны какие-то объяснения и кажется, что сможешь сделать это самостоятельно. Но когда Вы пытаетесь это сделать – ничего не выходит.

Проблема в том, что для этого вида мата не существует точного руководства, по крайней мере, мне не удалось его найти. Это - основная причина, почему я это пишу, а Вы (надеюсь) это читаете. Я систематически представил известную информацию и составил алгоритм, который поможет вам поставить мат методом треугольников.

Я обещаю, вы сможете поставить мат Слоном и Конем одинокому королю, после того как прочитаете и поймете материал. Вы спрашиваете, почему это сложно? Потому что, иногда, даже гроссмейстеры не в состоянии сделать это за пятьдесят ходов!

Ниже представлен пример, как я играл против Deep Fritz 14 (ЭЛО 3150 +). Если Вы cможете выиграть компьютер в таком окончании, то обыграть человека не составит труда.

Идея №1

Единственный способ поставить мат этими фигурами – загнать короля противника в правильный угол, а именно в угол, цвет которого соответствует цвету Вашего слона. Поэтому, если у Вас белопольный слон , Вам нужно загнать короля в угол a8 или угол h1 , которые являются белыми углами.

Идея №2

Самое безопасное место для короля – угол противоположного цвета , поэтому главная трудность заключается в том, чтобы вынудить его покинуть неправильный угол и перейти в правильный угол.

Идея №3

Давайте попробуем поставить мат программе с рейтингом 3150 при помощи коня и слона. Первым шагом необходимо загнать короля противника в угол с неправильным цветом.

Идея №4

Разделите шахматную доску на три треугольника: большой треугольник, средний треугольник и малый треугольник. Они обведены зеленым , синим и красным цветом. На диаграмме, расположенной ниже, король черных находится внутри большого треугольника. Как Вы уже знаете, единственный способ поставить мат этому королю – заставить его перейти на светлое поле a8 (или h8), если у нас белопольный слон. Мы заставляем короля противника перейти из большого треугольника в средний, а затем в малый треугольник, где ему будет поставлен мат.

Посмотрите на Большой треугольник . Король черных не может сбежать и ограничен всего 8-ю квадратами. Слон расположен на идеальном поле . Идеальное поле находится на диагонали (стороне треугольника), на одно поле выше угла: b3 или f7 . Конь также расположен на идеальном поле. Идеальное поле для коня - d3 , он должен находиться в той – же горизонтали, что и слон, но на одно поле дальше.

Почему я назвал эти поля идеальными? Когда конь и слон расположены на идеальных полях, они образуют стену, через которую не сможет прорваться король черных.

Красными крестами показаны поля, которые находятся под контролем белых.

Мы заставили короля черных переместиться в Средний треугольник. Основная идея состоит в том, что теперь слон находится на новом идеальном поле d7 , которое расположено на стороне треугольника, на расстоянии одного поля от края доски. Конь также находится на новом идеальном поле d5 , на той - же вертикали или горизонтали, что и слон, но на расстоянии одного поля. Король белых находится снизу и оттесняет короля черных в Малый треугольник. Король черных ограничен 6-ю полями.

Мы почти закончили. Король черных теперь внутри Малого треугольника и ограничен всего 2-мя полями . Можно поставить мат в 2 хода. Все должно получиться.

Я надеюсь, мой анализ был полезен, и вы разобрались, как матовать короля Конем и Слоном. Я рекомендую наработать практику, играю против компьютера. У Вас появиться уверенность, после того, как сможете многократно нанести поражение Рыбки, Фритцу, Гуддини и др. Просто выставляйте случайную позицию и попытайтесь загнать Короля в правильный угол. Вы можете несколько раз посмотреть партию и почитать комментарии и «идеи», чтобы отточить алгоритм. Я знаю, что это работает, т.к. сам это делал. Напишите о своих успехах в комментариях.

А можно ли поставить мат королем и слоном?

«Нельзя!» – скажете вы с уверенностью. И будете правы, если сделаете правильную оговорку.

«Можно!» И здесь вы правы при определенных условиях.

Давайте разберемся с этими нехитрыми нюансами.

Когда невозможно поставить мат?

Все очень просто. При отсутствии других фигур, кроме королей и слона мат поставить невозможно. Матовая позиция не может возникнуть на доске даже при всем желании обеих сторон.

Их просто не существует в природе шахмат. Просто расставьте фигуры и попробуйте.

Когда возможно поставить мат?

Первое и главное условие:

1.Наличие хотя бы одной фигуры в стане соперника, кроме короля

Например:

Обратите внимание, что такую позицию можно получить только совместными усилиями обеих сторон)

Отсюда второе условие:

2.Ошибочная игра соперника

Белые играют 1.Сh3 , нападая на коня.

1...Кf4??

Фраза «Лучшая защита -нападение», — не для этого случая)

2. Сd7X

И еще одно условие:

3.Неудачное расположение фигур

Например:

Уже знакомая нам позиция взаимного цугцванга. Несмотря на огромный материальный перевес, черные так неудачно загнали своего короля, что при своем ходе получают мат слоном или пешкой во всех вариантах.

Например 1...Фf2 2.Се5! Фе1 (2...g4 3.Cf6X) 3.g3+ Ф:g3 4.C:g3X

Парадоксы эндшпиля

Давайте сравним две позиции:

Здесь у белых лишняя фигура и пешка. Казалось бы вполне достаточно для победы.

Однако есть нюансы. Точнее нюанс. Пешку в ферзи провести не получается. Черный король заперся в углу и выкурить его оттуда не представляется возможным. Он просто ходит с h8 на g7 и обратно. Мат также не поставить, только пат. Ничья

А в следующей позиции пешка черная и продвинута почти до поля превращения, однако черные могут оказаться в матовой позиции.


В подобных позициях ключевое значение имеет цвет углового поля . Если это поле цвета слона, — возможны и мат, как в предыдущем примере, так и просто оттеснение короля из угла.

Какой результат при просрочке времени?

В заключение еще ряд моментов, имеющих практическое значение и связанные со временем.

  • В позиции король и слон против короля без других фигур будет сразу зафиксирована ничья. Даже если кто-то просрочил время. Поскольку мат невозможен.
  • А вот в позиции король и слон белых против короля и пешки черных при просрочке времени белыми им будет засчитано поражение во всех случаях. Поскольку теоретически пешка может пройти в ферзи.
  • Если же в этой же ситуации время просрочили черные, — фиксируется ничья во всех случаях, кроме позиции, в которой пешка крайняя и угловое поле – цвета слона. Здесь теоретически возможен мат, как на диаграмме выше.

В практической игре эти нюансы важно иметь ввиду, дабы не лишиться очков буквально на ровном месте.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Мат конем и слоном в шахматах - это очень сложная стратегия, мат при такой игре можно достичь после 35-ти ходов. Это заставляет вспомнить о правиле 50-ти ходов. Поскольку разрешимое число ходов по существующим шахматным правилам 50, такое завершение требует точной игры.

Чтобы поставить мат королю, нужно выполнить следующие условия этой тактики:

Изначально короля сильнейшей стороны отодвигают к краю доски, на расстояние для хода конем на угловом поле.

Мат ставится в самом углу поля, на одном из шести полей: того цвета который совпадает с цветом слона в этих углах.

Сначала разберемся как ставится мат в углу. И так, король поставлен в требуемый для условия угол, и лишен возможности его покинуть. Обратим внимание, как организовано взаимодействуют конь и слон в игре. Эти две фигуры в полной мере дополняют друг друга. Конь занимает чёрные поля, слон - белые. В этой стратегии мат можно поставить менее чем за девять ходов.

1.Король a7
2. Король d7 Kороль b7
3. Король d8 Король b8
4. Слон a6

После всего этого король еще больше ограничен в своих движениях.
5. Король a7 Слон c8 Король b8
6. Конь b4 Король a7

7. Король c7 Король a8
8. Слон b7+ Король a7
9. Конь c6++

Поскольку поставить мат можно только в случае, когда король соперника расположен в углу, соответствующему по цвету слону, сейчас мы рассмотрим ситуацию как можно переместить короля из угла в угол.
1 Конь f7+ Король g4
2. Слон f5 Король f8
3. Слон h7 Король e8
4. Конь e5 Король d8

Черные шахматы хотят пробиться в угол а1.
5. Король e6 Король c7
6. Конь d7 Король b7
7. Слон d3 Король c6
8. Слон a6 Король c7
9. Слон b5 Король d8
10. Конь b6 Король c7
11. Конь d5++.

Способ этой игры, был придуман Филидором, французским шахматистом в 1777 году.

Интересные сведения по этой технике , на 47 шахматном чемпионате в Минске 1979 году между Балашовым и Аникаевым появился эндшпиль "конь и слон против короля". Аникаев за 20 ходов проверил технику матования соперника. Она оказалась удачной: своими действиями Балашов заставил короля двигаться в угол, соответствующих цветам поля, по которым двигался слон. И только после этого Аникаев сдался.