Знакомимся с понятиями: Справа, Слева, Сверху, Снизу

Справа, Слева, Сверху, Снизу
Игра с геометрическими фигурами. Эта игра поможет ребенку закрепить навыки ориентирования в пространстве, освоить такие пространственные понятия, как: справа, слева, сверху, снизу.

Задания с Карточкой №1


1 .Положить карточку на стол перед ребенком. Ребенок должен точно рассказать как расположены фигуры на карточке. Ответить на вопросы:



Где находится овал?
-Овал находится справа от прямоугольника

Где находится круг?
Круг находится внизу, под прямоугольником

Где находится квадрат?
Квадрат находится слева от прямоугольника

Где находится треугольник?
Треугольник находится сверху, над прямоугольником.

При этом карточку можно поворачивать в разные стороны, изменяя расположение фигур. И задавать те же вопросы.

2. Показать карточку с фигурами ребенку. Попросить, чтобы ребенок запомнил расположение фигур. Затем ребенок закрывает глаза. Ведущий поворачивает карточку, так, чтобы фигуры поменяли свое место положение. Ребенок открывает глаза и объясняет, что поменялось,т.е. называет где был круг, а теперь где он находится, и т.д.

Задания с карточкой № 2


1. Положить карточку на стол перед ребенком. Ребенок должен точно рассказать как расположены фигуры на карточке. Ответить на вопросы:
-Где находиться прямоугольник?
-Прямоугольник находится посередине.

Где находится овал?
-Овал находится в верхнем правом углу.

Где находится круг?
Круг находится в нижнем правом углу.

Где находится квадрат?
Квадрат находится в нижнем левом углу.

Где находится треугольник?
Треугольник находится в верхнем левом углу.

При этом карточку можно поворачивать в разные стороны, меняя расположение фигур. И задавать те же вопросы.

2 .Показать карточку с фигурами ребенку. Попросить, чтобы ребенок запомнил расположение фигур. Затем ребенок закрывает глаза. Ведущий поворачивает карточку, так, чтобы фигуры поменяли свое место положение. Ребенок открывает глаза и объясняет, что поменялось,т.е. называет где был круг, а теперь где он находится, и т.д.
При этом он называет где - в верхнем (нижнем) правом (левом) углу.

Методика ориентировки на листе бумаги – Волшебные листочки

Автор: Емельянова Сирина Раисовна Место работы воспитатель МБДОУ №10 "Созвездие" ЗМР РТ Республика Татарстан г. Зеленодольск
Цель: развивать у детей зрительно-пространственную ориентацию, формировать элементарные математические представления.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу Вас познакомить с методикой ориентировки на листе бумаги , которая имеет важнейшее значение для развития у детей зрительно - пространственных представлений.
В своей работе я использую файловый прием, который назвала «Волшебные листочки». Здесь два вида листочков формата А4, которые пролинованы один по 1.5см, второй по 2 см. Особенность состоит в том, что Квадратики здесь большие и удобные для детей, а так же в многоразовом использовании - Листочки вставляются в папки-уголки, и сверху по квадратикам нужно рисовать фломастером.

Методика состоит из нескольких этапов .
1. Знакомство с листом.
Он начинается с ознакомления с простым белым листом, которое можно проводить начиная со средней группы.
-Что это? Лист бумаги
-Какой он формы? Прямоугольной
Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
Эта сторона находится справа и называется – правая.
Эта сторона находится слева и называется – левая.
Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.
На этом этапе я использую сказку – игру – путешествие по листу - «Волшебный лист». Жил-был Лист и пять карандашей. Решили они однажды поиграть вместе и отправились карандаши в путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону и прочертил желтую линию. Вторым отправился красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию. Правую сторону прочертил зеленый карандаш, а левую – синий. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик. Уголки решили разделить поровну, и прочертили двумя цветами. Собрались все карандаши в домике и стали думать, как еще им поиграть. Думали-думали, и решили играть в догонялки. Наверху была прочерчена желтая линия, и наверх побежал желтый карандаш, вниз побежал красный карандаш, вправо – зеленый, а влево – синий. Затем, чтобы было нескучно, побежали карандаши по двое: в верхний правый угол – побежали желтый и зеленый; в верхний левый – желтый и синий; в нижний правый – зеленый и красный; а в нижний левый – синий и красный. И не смог черный карандаш их поймать. В процессе игры, дети понимают, что это не просто лист, а он цветной, и с ним можно играть. Они зрительно обозначают каждую сторону, и понимают что у листа есть ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа - середина.


2. Знакомство с клеткой.
В начале используем клетку большего размера, а затем переходим, к маленьким. Чтобы ребенок научился видеть границы клетки, необходимо сначала, обводить клетки по одной, а затем можно усложнить задачу. Обводим клетки через одну до конца страницы – это строка. Обводим клеточки через одну вниз до конца страницы – это столбик.


3. Рисование в клетках.
На этом этапе детям даются задания для закрепления ориентировки на листе. Например, найди верхний левый угол и нарисуй там треугольник. Найди верхний правый и нарисуй там круг, найди нижний левый и нарисуй там квадрат, а в нижнем правом – звездочку. Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.


4. После освоения ребенком ориентировки на листе, начинается Рисование по клеточкам «Сделай так». Ребенку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений. Дети закрепляют такие понятия, как, влево, вправо, вниз - вверх.


5. «Дорисуй вторую половину». Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.


6. Затем детям предлагают «Математический диктант». Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на листе и в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов, диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Математические диктанты способствуют развитию кратковременной памяти. Целевые ориентиры в рамках ФГОС предполагают наличие у ребенка на выпуске к школе способности к волевым усилиям и умение слышать и выполнять последовательные инструкции, и диктанты прекрасно этому способствуют.


7. «Продолжи ряд». В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца. В начале
ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Можно усложнить и проводить занятие на время, используя песочные часы. Затем ребенок сам проверяет, сколько он сделал правильно и вырабатывает самоконтроль.


Эти игры обладают уникальным развивающим эффектом, которые способствуют развитию памяти, речи, воображения; развитию навыков ориентировки на листе и в тетради; формируют элементарные математические представления, настойчивость и терпение.
Спасибо за внимание!!!

Ребенок, который готовится пойти в школу должен уметь ориентироваться на двумерной плоскости. Уверено располагать геометрические фигуры на плоскости, таким образом, как указано в задании. При этом четко и подробно объясняя свои действия.

Начинаем с расположения предметов на плоскости, или на листе бумаги, в заданном направлении, то есть снизу вверх или сверху вниз. В качестве предметов возьмем простые геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Расположите фигуры на белом листе сверху вниз, объясните свои действия ребенку. Важно, чтобы ребенок не просто кивнул головой, а повторил ваши действия сам на другом листе бумаги и при этом объяснил свои действия: я располагаю сверху вниз предметы: треугольник, под ним квадрат, под ним круг.

Затем повторите те же действия, но теперь снизу вверх, затем слева направо и справа налево. Ребенок при этом обязательно должен объяснять свои действия развернуто. В дальнейшем это поможет ребенку в обучении и литературе, русскому языку, математике и другим предметам.

После того, как ребенок стал уверенно выполнять задания, продолжите занятия следующим образом: Сначала расположите фигуры на листе бумаги в три ряда по три фигуры в ряд. Расскажите ребенку какая фигура в центре, какая слева от неё, справа, сверху, снизу. Опишите все фигуры. Теперь попросите ребенка, уже самостоятельно, расположить геометрическую фигуру, например, зеленый треугольник в центре листа. Затем слева от центральной фигуры попросите расположить другую фигуру, например красный круг. Затем следующую фигуру, желтый квадрат, попросите расположить сверху от красного круга. Снизу от центральной фигуры – синий прямоугольник и так далее, полностью заполните лист бумаги фигурами 3 х 3. После того, как ребенок справится с заданием, попросите его описать расположение предметов. С чего он начал и чем закончил: В центре я расположил(а) зеленый треугольник, слева от него я положил(а) красный круг и так далее. С помощью этих занятий ребенок не только научится ориентироваться на плоскости, но и будет развивать память.

Игра – запомни

Расположите на листе бумаги геометрические фигуры, например, так:

  • первый ряд – синий квадрат, пусто, красный круг;
  • второй ряд – в центре желтый треугольник;
  • третий ряд – справа зеленый прямоугольник;

Дайте ребенку время на запоминание расположения фигур, затем уберите фигуры. Теперь ребенок должен по памяти восстановить расположение фигур, сопровождая свои действия подробными комментариями. Когда ребенок будет уверенно и правильно выполнять задания, усложняем: Также располагаем четыре – пять фигур в произвольном месте, но количество предложенных фигур для выполнения задания должно быть больше, чем фигур, которые предложены для запоминания, то есть если для запоминания предложены желтый квадрат, красный круг, синий треугольник и зеленый прямоугольник. После запоминания, смешайте эти фигуры с другими такими же, но других цветов – красным и синим квадратом, зеленым и желтым треугольником и так далее. Теперь ребенку придется выбирать из большего количества предметов разных цветов.