Двадцать девятого ноября в нардклубе "Александр" в г. Лермонтове первый раз за всю историю клуба проводила первый чемпионат по длинным . Это мероприятие было организовано Ставропольской Федерацией нард , под эгидой Лермонтовского отделения политической партии «Единая Россия». Участвовать в соревнованиях допускались те, кто играет в нарды хотя бы один день, то есть все желающие, члены федерации края. И члены самого клуба. Организаторы не стали ограничивать участников по возрасту и полу. Чемпионы и участники чемпионата были награждены медалями, грамотами дипломами, и ценными призами от партии Единая Россия.

Главным спонсором первенства стал Медиахолдинг "ЛеККС".

Чемпионат проходил в следующих видах дисциплин:

Партия - партия игры в этой дисциплины проходит между двумя участниками, которая заканчивается в тот момент, когда один из участников набирает обусловленное в заранее количество очков. Количество очков которые игрок выиграл в каждой игре, пропорционально показанию куба даве, после чего этот показатель умножают на число, которое соответствует типу выигрыша. Например, при так называемом положении "марс" суммарное количество очков удваивается, а при положении "кокс" - оно будет увеличено в три раза.

Одна игра - самое обычное простое состязание. В этой дисциплине каждая из проведенных игр не зависит от друг - друга. После каждой законченной игры проигравший участник платит победителю сумму которая заранее была обговорена и установлена, умноженную на число согласно показанию куба даве и на число, которое соответствует типу выигрыша (удвоение для марса и утроение для кокса).

Турниры "Сядь и играй" - в подобных турнирах первая игра в начинается только после того, когда от каждой из заявленных команд будет зарегистрировано обговоренное количество участников. Для каждого игрока от команды определяется его оппонент от противоположной команды, принявший поражение вылетает, победитель идет дальше, и это периодически повторяется до финальной партии, где и будут определены победители всего турнира.

Городские власти Лермонтова одобрили проведение мероприятий такого уровня. И организаторы клуба "Александр" пообещали проведение еще одного турнира в ближайшее время. Многие уже сейчас говорят о том, что география следующего чемпионата будет весь и весьма обширная. Все это объясняется большой заинтересованностью жителей других городов в принятии участия в турнирах такого уровня.

Все статьи

Требующая от участников стратегического мышления и умения вести комбинационную борьбу.

Правила игры

1. Общие положения.

1.1. Играют двое. Игра идет на специальной доске, разделенной на две половины (левую и правую). Количество шашек на доске по 15 у каждого игрока, которые расставляются на своей части доски вдоль правой стороны. Наборы шашек у игроков разного, обычно чёрного и белого цвета. Количество зар — 2. Игроки по очереди выбрасывают зары (игральные кости). Первоначальная расстановка шашек показана на Рис.1.

Каждый игрок имеет право передвигать только шашки своего цвета.

1.2. Начальное расположение шашек на доске (позиция 12 и 24) называется «голова». Ход с этого положения называется «ход с головы». За один ход с головы можно взять только одну шашку (кроме первого броска).

1.3. Право первого хода, и соответственно белого цвета шашек, разыгрывается так: каждый игрок кидает один игральный кубик (зар). Право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков, бросок повторяется.

1.4. Если игра состоит из нескольких геймов, то цвет шашек меняется и следующий гейм начинает игрок, игравший предыдущий гейм чёрным цветом.

1.5. Ход игрока, это бросок зар, а также движение шашек после броска.

1.6. Зары, следует бросать из специального кожаного стаканчика. Бросать необходимо так, чтобы зары упали на одну половину доски и устойчиво легли на плоскость доски.

1.7. Зары лежат на доске, до завершения хода.

1.8. Ход считается завершенным, после нажатия кнопки турнирных часов, либо передачей зар сопернику.

1.9. В процессе игры шашки двигаются против часовой стрелки.

1.10. Когда игрок бросает зары, то он обязан в соответствии с выпавшими очками передвинуть свои шашки. Если в лунке стоит шашка противника, то в эту лунку ставить свою шашку нельзя. Ходить надо строго на то число очков, которое выпало на зарах. Игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки. В случае, когда невозможно сделать два хода, делается больший.

2. Смысл игры.
2.1. Игрок должен пройти всеми шашками полный круг(против часовой стрелки), зайти ими в «дом» и «выбросить» их раньше, чем это сделает противник. «Домом» для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля — «дом белых» (1-6) и «дом чёрных» (13-18)

2.2. Термин «выбрасывать» означает делать шашкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски. «Выбрасывать» шашки можно только после того, как все шашки «пришли в дом». Следовательно, белые идут из зоны 19-24 в зону 1-6, а черные из зоны 7-12 в зону 13-18

3. Розыгрыш.

3.1. Игрок кидает одновременно два зара (кубика). После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число лунок (клеток), равное выпавшему числу одного из зар, а затем одну любую шашку на число лунок, равное выпавшему числу другого зара. То есть, если на одном заре выпало «три», а на другом «пять», то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три лунки, а другую на пять лунок. В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь лунок. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения. При этом с головы можно брать только одну шашку (Рис. 3).

Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для игрока всего три: шесть-шесть (6**6); четыре-четыре (4**4); три-три (3**3) . В данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки. Примечание: При первом броске белых 5-5, и последующем броске чёрными 4-4, последние снимают одну шашку с головы играя одну четвёрку, так как пройти дальше мешает созданная помеха.

3.2. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, гош, куш), тогда игрок играет так, как-будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода.

3.3.Игрок имеет право изменить свой ход, пока зары не переданы сопернику или не нажата кнопка часов. Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход.

3.4. Запрещено выставлять блок (заграждение; мост) из шести шашек — и даже “пробегом”, если впереди этого блока нет шашки соперника.

Не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя. Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится перед этим заграждением.

3.5. Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой.

3.6. Если шашки заперты так, что игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (шашки «не идут»), то очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще.

3.7. На одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек. На лунку, занятую противником, свою шашку ставить нельзя. В ситуации, когда шашки не идут, то есть игрок не может их передвинуть на то количество лунок, которое выпало на зарах (шашки попадают на занятые лунки), все очки пропадают, и игрок пропускает ход. В ситуации, когда можно сделать ход на количество лунок, которое выпало на одном из заров, и нельзя переместить шашку на число лунок, выпавшее на другом заре, выполняется только возможный ход, а очки второго теряются. Игрок не может отказаться от полного хода, даже если он ему не выгоден. Если оба хода сделать невозможно, то играется большее число. Например, выпала комбинация шесть-пять. Игрок может сделать ход на шесть лунок или на пять. Игрок обязан сделать старший ход (на шесть лунок), а меньший ход (на 5 лунок) сгорает.

3.8. Вывод шашек происходит следующим образом. Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит на лунке, соответствующей числу выброшенных на зарах очков. Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).

3.9. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля (лунки), если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет, то со второго и т.д. Партия заканчивается.

4. Счёт в игре.

4.1. Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется «оин» (0-1).

4.2.Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется «марс» (2-0).

4.3.Понятие ничьи в длинных нардах в их классическом виде, существовавшем многие века, отсутствует. Изначально игра была задумана как бескомпромиссный спор, в котором кто-то обязательно должен выиграть.

Понятие ничьи в длинных нардах введено Федерацией Нард и практикуется уже много лет в очных турнирах. По правилам Федерации игру всегда начинают белые. Когда один игрок игравший белым цветом выбросил все свои шашки, второй игрок, игравший чёрным цветом, имеет право последнего броска. Возможна ситуация, когда игрок игравший чёрным цветом, использовав своё право последнего броска, тоже выбросил все свои шашки. В этом случае партия заканчивается вничью, и игроки получают по пол очка (1/2-1/2), либо по одному очку (1-1), в зависимости от Регламента турнира.

Начальная позиция

Двое играющих расставляют по 15 шашек - каждый на своей части доски вдоль левой стороны.

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Розыгрыш первого хода

Игроки кидают по одному кубику (зара). Право первого хода достается тому, у кого выпало большее количество очков. Если числа совпали, кидают ещё раз.

Возможности хода

Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для первого игрока всего три:

  • Шесть-шесть (6*6);
  • Четыре-четыре (4*4)
  • Три-три (3**3)

В данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки.

Для второго игрока вариантов выпадения зар, при которых с головы можно снять две шашки, больше, так как мешать кроме ‘головы’ соперника будут также шашки, которые он уже снял: если противник первым броском кинул два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять, шесть-два и четыре-четыре.

Движение шашек

При игре в длинные нарды передвижение шашек производится против часовой стрелки. Из исходного положения черные шашки перемещаются из правой верхней четверти в левую верхнюю, затем в нижнюю левую и, наконец, в свой дом - нижнюю правую четверть. Дом белых находится в верхней левой четверти, куда шашки должны двигаться по следующему маршруту: нижняя левая четверть - нижняя правая четверть - верхняя правая четверть - дом .

В процессе игры каждый участник производит броски только двумя зарами. После броска игрок должен передвинуть одну из своих шашек на число клеток, равное выпавшему на одном из кубиков, а затем любую шашку на число клеток, показанное другим кубиком. Например, на зарах выпало четыре-два. В этом случае игрок передвигает одну шашку на четыре клетки, другую - на две. Можно передвинуть только одну шашку на шесть клеток.

Если на зарах выпадает дубль, то есть одинаковое количество очков (два-два, три-три и т. д.), то игрок должен сделать четыре хода, передвинув шашки на столько клеток, сколько показывают зары. Такой результат броска называется куш .

Запрещенные действия

В данной игре запрещается:

  • Ставить шашку на лунку, занятую шашкой соперника.
  • Запирать все шашки противника перед первой его шашкой
  • Передвигать две шашки на число клеток, показанное на одном из кубиков. Если выпало пять-три, то нельзя передвинуть одну шашку на две клетки, другую на три, а затем ещё одну на три.

Отличие от коротких нард

Основными отличиями данного вида нард являются:

  • Другая начальная расстановка.
  • Отсутствие сбитых шашек: запрещено ставить шашку на лунку, занятую даже одной шашкой соперника.
  • Возможность запирания. Если шесть шашек расположены перед одной шашкой противника, она считается запертой. Построение непрерывного ряда из шести своих шашек считается идеальным результатом для создания помех шашкам соперника.
  • Движение шашек у обоих игроков происходит в одном направлении(против часовой стрелки или по часовой), тогда как в коротких нардах шашки игроков двигаются навстречу друг другу (одни по часовой стрелке,другие против часовой).

Особенности хода

В ситуации, когда шашки не идут, то есть игрок не может их передвинуть на то количество лунок, которое выпало на зарах (шашки попадают на занятые лунки), все очки пропадают, и игрок пропускает ход.

В ситуации, когда можно сделать ход на количество лунок, которое выпало на одном из заров, и нельзя переместить шашку на число лунок, выпавшее на другом заре, выполняется только возможный ход, а очки второго теряются. Игрок не может отказаться от полного хода, даже если он ему не выгоден.

В ситуации, когда игрок может выполнить любой из двух ходов, но только один, он должен выбрать больший. Например, выпала комбинация шесть-четыре. Игрок может сделать ход на шесть лунок или на четыре. Правильный ход - на шесть лунок. При этом меньшие очки сгорают.

Расчет выигрыша

В каждом отдельной игре может быть зафиксирован результат ойн или марс.

Если один из игроков выбросил все свои шашки, а у соперника выброшены еще не все шашки, то игрок фиксирует выигрыш «ойн» и получает 1 очко.

Если один из игроков выбросил все свои шашки, а у соперника не выброшена еще ни одна шашка, то игрок фиксирует выигрыш «марс» и получает 2 очка.

В длинных нардах нет других результатов игры, кроме «ойн» (1 очко) и «марс» (2 очка). Однако в некоторых отдельных, единичных случаях некоторые игроки используют еще понятия итога игры: «кокс» (3 очка) и «домашний марс» (4 очка). К правилам нард это отношения не имеет. Это дополнительные опции игроков к базовым Правилам.

Коксом в длинных нардах некоторые игроки (очень немногочисленная прослойка) считают позицию, в которой один игрок уже выбросил все свои шашки, а соперник не сумел ни одну шашку завести в свой дом (вероятность такой позиции в длинных нардах ничтожно мала).

Домашним марсом в длинных нардах некоторые игроки (очень немногочисленная прослойка) считают позицию, в которой один игрок уже выбросил все свои шашки, а соперник завел все свои шашки в дом, но не успел выбросить ни одной (вероятность такой позиции в длинных нардах также ничтожно мала).

Всерьез говорить о коксе и «домашнем марсе» не приходится. Их нет ни в одном серьезном документе о Правилах, Регламентах, Формулах турниров и просто игр ни на одном серьезном игровом сайте.

Открытый зимний чемпионат Екатеринбурга-2017

по длинным нардам

I. ЦЕЛЬ ПРОВОДИМЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Целью проведения открытого зимнего чемпионата Екатеринбурга-2017 по длинным нардам (далее — Чемпионат) является популяризация СПОРТИВНЫХ НАРД в Екатеринбурге и в Свердловской области, привлечение к участию в соревновании максимально возможного количества игроков на постоянной основе, предоставление возможности любителям нард принять участие в турнире по двум лигам, выявление победителей и призеров Чемпионата.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

2.1. Общее и непосредственное руководство проведением Чемпионата осуществляется Оргкомитетом в составе: Александр Толмачев (председатель), Валерий Шкарин, Николай Вилесов.

2.2. Судейская коллегия турниров Чемпионата: Валерий Шкарин, Александр Толмачев.

2.3. Информационное сопровождение чемпионата осуществляется на сайте сайт

III . ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА, СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

3.1.Чемпионатсостоит из трех турниров (этапов). Каждый из трех турниров Чемпионата одновременно является отдельным турниром, в котором определяются победители и призеры, и одним из этапов Чемпионата.

3.2. Даты проведения турниров (этапов) по воскресеньям: 22 января, 5 февраля, 19 февраля. Место проведения —

Начало турнира Суперлиги в 11.00, регистрация участников с 10.40.

Начало турнира Высшей лиги в 11.30, регистрация с 11.10.

3.3. Чемпионат является открытым соревнованием, в нем может принять участие любой желающий, достигший совершеннолетия, знающий правила игры в длинные нарды и согласный с данным ПОЛОЖЕНИЕМ и Регламентом проведения турнира.

3.4. Чемпионат проводится по двум лигам: Суперлиге и Высшей лиге.

3.5. Каждый участник Чемпионата самостоятельно принимает решение, в какой из лиг он будет играть, он может принять участие в любом количестве турниров.

3.6. Каждый турнир проводится в один игровой день. Количество туров в турнире и схема проведения зависит от количества участников соревнования, это определяет судейская коллегия после регистрации участников. При любой схеме проведения турнира каждый участник сыграет не менее трех матчей в турнире.

3.7. Рассадка на 1-й тур турнира проводится согласно «слепой» жеребьевки, далее, в зависимости от схемы проведения турнира, применяется либо итальянская система рассадки (сильнейший на текущий момент играет с сильнейшим и т.д.), либо круговая система — «каждый с каждым», либо отборочный этап и этап «плей-офф».

3.8. После третьего тура каждого турнира предусматривается перерыв на обед для участников соревнований.

IV. ВОЗМОЖНЫЕ СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРОВ

4.1. Схема проведения каждого турнира зависит от количества участников соревнований в Суперлиге и в Высшей лиге.

4.2. При числе участников в лиге не более восьми, применяется круговая система игры, то есть игроки играют «каждый с каждым».

4.3. При числе участников в лиге от девяти до тринадцати вначале играется отборочный этап из трех туров, затем восьмерка сильнейших играет в серии «плей-офф» с выбыванием (четвертьфиналы, полуфиналы, финал, матч за 3-е место, возможно, «малый финал» за 5-е место).

4.4. При числе участников в лиге от четырнадцати до девятнадцати человек вначале играется отборочный этап из трех туров, после чего в следующий этап соревнования выходят двенадцать сильнейших (из которых четверо лучших выходят в четвертьфинал, а остальная восьмерка начинает стадию «плей-офф» с 1/8 финала). В дальнейшем играются матчи с выбыванием: четвертьфиналы, полуфиналы, финал, матч за 3-е место, возможно, «малый финал» за 5-е место и «утешительный финал» за 9-е место.

4.5. При числе участников в лиге от двадцати и более человек вначале играется отборочный этап из трех туров, после чего в следующий этап соревнования выходят шестнадцать сильнейших. В дальнейшем играются матчи «плей-офф» с выбыванием: 1/8 финала, четвертьфиналы, полуфиналы, финал, матч за 3-е место, возможно, «малый финал» за 5-е место и «утешительный финал» за 9-е место.

V . ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ В МАТЧЕ, В ТУРНИРЕ И В ЧЕМПИОНАТЕ

5.1. В каждом туре турнира участники для игры разбиваются на пары. Победителем в каждой паре участников в туре считается игрок, первым набравший 3 очка. При этом простая победа в партии оценивается в 1 очко, а победа с марсом в 2 очка (другие конвенции: как-то «домашний марс », игра с удвоением, т. н. « дави», и так далее не реализуются). Следовательно, в случае побед в партии с марсом, победитель в туре может получить количество очков, большее, чем 3.

5.2. За победу в туре (если это не стадия «плей-орфф») победитель получает 2 зачетных балла (проигравший - 0баллов), а как дополнительный показатель учитывается разница выигранных/проигранных партий (так называемые куши).

5.3. При нечетном количестве участников на этапе отбора игрок, имеющий на данный момент условно худшие показатели, в этом туре не участвует (не более одного раза за турнир), при этом он получает 2 зачетных балла и 0 кушей.

5.4. На каждый поединок в туре (каждой паре) отводится время — 1 час. За пять минут до окончания отведенного времени судья дает команду: «До окончания тура остается 5 минут». По истечении часа текущая партия доигрывается до конца и после этого фиксируется итоговый результат поединка. Он может завершиться не только победой одного из участников в 3-4 очка, счет может быть 2-0, 2-1, 1-0, 1-1, 2-2. В случае ничейного счета, каждый участник по итогам тура получает 1 зачетный балл.

5.5. На стадии «плей-офф» при итоговом ничейном исходе партии победитель определяется при помощи тай-брейка. А именно: каждому игроку предоставляется право на 2 броска 2-мя кубиками (зарами), по сумме которых игрок, выбросивший большее количество очков, проходит в следующий круг соревнования. При розыгрыше тай-брейка очки при выпадении дублей не удваиваются. В случае выпадения равного количества очков у участников партии, тай-брейк продолжается до выявления победителя.

5.6. В каждом турнире в обеих лиг определяются победители и призеры, исходя из принятой схемы проведения турнира. При этом на всех стадиях соревнования (если это не стадия «плей-офф») более высокое место занимает тот участник, у кого большее количество набранных баллов.

При равенстве баллов у двух и более участников приоритетными являются следующие показатели (по порядку предпочтений) для распределения итоговых мест:

— лучшие показатели кушей (разница выигранных/проигранных партий в турнире);

— менее низкий порядковый номер, вытянутый игроком при жеребьевке.

5.7. По итогам каждого турнира (этапа) участнику начисляются рейтинговые баллы.

Действует следующая система начисления рейтинговых баллов:

Место

Баллы в Суперлиге

Баллы в Высшей лиге

1

20

14

2

18

12

3

15

10

4

13

8

5

12

7

6

10

5

7

8

3

8

7

2

9

6

1

10

5

1

11

4

1

12

3

1

13

2

1

14

1

1

15

1

1

16

1

1

17

1

1

18

1

1

19

1

1

20

1

1

Примечание. При числе участников турнира менее восьми баллы за занятые места уменьшаются на соответствующий уровень (например, для Суперлиги при семи участниках за 1-е место начисляется 18 баллов и далее по порядку, при шести участниках за 1-место начисляется 15 баллов и далее по порядку и т.д.).

5.8.По итогам трех турниров (этапов) в обеих лигах определяются победитель и призеры. Расстановка участников в турнирной таблице Чемпионата (отдельно для Суперлиги, отдельно для Высшей лиги) определяется по сумме набранных рейтинговых баллов.

— большее количество турниров, в которых игрок принял участие;

— по жребию.

5.9. В ходе проведения Чемпионата (в зависимости от количества участников и от принятой схемы проведения соревнований) могут быть предусмотрены проведение «малых финалов», «утешительных финалов» и пр.

V I . РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ВЗНОСЫ УЧАСТНИКОВ, ПРИЗОВОЙ ФОНД И НАГРАЖДЕНИЯ

6.1. Регистрационный взнос участника Суперлиги — 2,1 тысячи рублей.

Регистрационный взнос участника Высшей лиги — 1,1 тысячи рублей.

6.2. Оплата игроком взноса за участие в турнире означает его согласие с данным ПОЛОЖЕНИЕМ и принятым судейской коллегией Регламентом (схемой проведения) турнира.

6.3. Регистрационные взносы участников формируют Призовой Фонд обеих лиг и распределяются следующим образом:

— 70% от суммы собранных взносов с каждого турнира направляются на вознаграждение победителя и призеров этого турнира;

— 10% от суммы собранных взносов с каждого турнира направляются на вознаграждение победителя и призеров Чемпионата;

— 20% от суммы собранных взносов с каждого турнира направляются на частичное возмещение организационных расходов, на поддержку сайта, освещающего проведение Чемпионата, на призы и изготовление медалей лауреатам Чемпионата.

6.4. Число призовых мест (с поощрением из Призового Фонда) в турнире/Чемпионате приблизительно равно 20-25 % от общего количества участников, но не может быть менее трех. Количество призовых мест турнира/Чемпионата и процент распределения Призового Фонда по занятым местам определяется судейской коллегией.

Размер Призового Фонда каждого турнира и его распределение среди призеров объявляется судейской коллегией всем участникам соревнования перед началом второго тура.

Размер Призового Фонда Чемпионата и его распределение среди призеров объявляется судейской коллегией всем участникам соревнования перед началом второго тура третьего турнира (этапа).

6.5. Награждения победителей и призеров Чемпионата проводятся по окончании третьего турнира (этапа).

VII. СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ

7.1. За основу судейства Чемпионата приняты правила игры в длинные нарды Федерации спортивных Нард России.

7.2. При возникновении любых конфликтных ситуаций игрокам надо немедленно пригласить к игровому столу судью, не пытаясь самостоятельно решить спор в условиях разных точек зрения.

7.3. Решение судьи окончательное и обжалованию не подлежит. Вердикт судьи следует принять с достоинством, без пререканий. Несогласный с решением судьи игрок вправе по окончании тура подать апелляцию в апелляционный комитет турнира. Состав апелляционного комитета турнира формируется из числа авторитетных участников соревнования.

7.4. Судья имеет право отстранить любого игрока от дальнейшего участия в турнире за неэтичное поведение за игровым столом в различной форме, злоупотребление спиртным, курение в игровом зале, грубость и оскорбление партнеров по игре и т.п..