День добрый, дорогой друг!

Вы когда –нибудь думали над первым ходом? Хотя бы минуту? Я тоже обычно не думаю. Максимум три-пять секунд. А вот Давид Бронштейн, в свое время один из сильнейших претендентов на шахматное чемпионство, обдумывал первый ход минут 15, а то и более. Причина по его словам: стратегия игры в шахматы с конкретным противником требует подготовки и раздумий.

Небольшая ремарка: лучший способ изучить стратегию в шахматах — обучение: Отличным подспорьем для вас станет специальный сборник видеокурсов .

Что такое стратегия в шахматах?

Делал это за доской перед началом партии. Ваш покорный слуга отнюдь не призывает следовать методам Давида Ионовича. Он прослыл неисправимым оригиналом и даже чудаком.

Большинство опытных шахматистов готовится к партии загодя, что более чем разумно. Ясно одно: партия не должна развиваться на «обум лазаря». Должна быть стратегия. На худой конец, просто какой-то план в голове.

Если вы любите играть позиционно, или комбинационно, то это не стратегия. Это ваш стиль игры.

Очевидно, что играя в шахматы, важно руководствоваться определенными принципами. К примеру, в дебюте для начинающих:

  • Быстрое развитие
  • Удобное размещение фигур
  • Организация взаимодействия фигур
  • Овладение центральными полями

Но это тоже не стратегия.

Стратегия в каждой партии конкретна и в ее основе лежит план. Когда шахматист ищет наилучший ход, перебирая варианты, ему обычно не приходят в голову общие шахматные принципы и законы.

Общие принципы в шахматах не используются непосредственно. Их назначение в другом: они обогащают нашу интуицию. В процессе игры мы перебираем варианты и делаем ход, соответствующий изученному и понятому нами принципу.


“Для успеха в шахматах требуется умение двигать массами разнородных сил, выигрывать время, использовать оплошности соперника” – писал русский мастер И.Шумов более ста лет назад.

И не просто «двигать», а вести сражение по определенному плану, созданному с учетом конкретных обстоятельств.

Основная мысль: Стратегия всегда конкретна . Она зависит от того, кто ваш соперник и текущей оценки ситуации.

Кто ваш Боб?

Боб – это образное название вашего соперника.

С кем вы играете? Каждый шахматист имеет особенности и предпочтения. Этот дебютчик, этот цейтнотчик, а этот — счетчик. Если вы знаете эти особенности, ваша стратегия должна их учитывать.

Ваш соперник любит двигать пешки от короля и пренебрегает защитой? Прекрасно, сыграйте Сg5 и на h6 – Ch4, провоцируя g7-g5. Пешки же назад не ходят, а голый кроль рано или поздно начнет бегать под шахами «как потерпевший».

Любит атаковать? Хорошо считает варианты? Тяните его в свое болото, например в эндшпиль. Там он заскучает и обязательно начнет «пахать».


Как начинать играть“стратегически”? Давайте разберем пример в картинках.

Пример реализации стратегии

Предположим, нам предстоит партия белыми с шахматистом Х. Мы знаем:

  1. Этот шахматист «атакер», предпочитает сложные обоюдоострые позиции с обилием комбинационных возможностей
  2. Он играет испанскую партию, предпочитая острые варианты типа контратаки Маршалла.
  3. В данной турнирной ситуации его устроит ничейный исход

Наша стратегия:

  1. По дебюту создать позицию с пешечной структурой, выгодной для перехода в эндшпиль
  2. Стремиться к упрощениям (его ничья устраивает) и переходу в чуть лучшее окончание
  3. Реализовать небольшое преимущество в эндшпиле.

Итак, поехали

1.e2-е4 е7-е5 2. Кg1-f3 Kb8-c6 3.Cf1-b5 a7-a6

Выбираем разменный вариант испанки:


4 Cb5:c6 d7:c6


Пункт первый нашей стратегии выполнен. Сдвоение черных пешек на ферзевом фланге дает белым преимущество на противоположном фланге.

Например, если мы снимем с доски все фигуры, кроме пешек, окончание будет в пользу белых. Они могут организовать проходную пешку. В то время, как черные это сделать не могут.

Переходим ко второму пункту нашего плана.


4.d2-d4 e5:d4 5.Фd1:d4

Мы знаем, что нашему соперника по турнирной ситуации устраивает ничья и можем рассчитывать, что он оценит размен ферзей как кратчайший путь к ничейной гавани.


Тем более, что уклонение от размена ухудшает позицию черных. Например на 6… Фd8-е7 следует 7.Сс1-g5 с темпом.

5…. Фd8:d4 6.Kf3:d4


Следующий этап нашей стратегии – дальнейшие упрощения. В идеале мы стремимся к примерно такой позиции:


В этом окончании у белых отличные шансы на выигрыш. По сути у нас лишняя пешка, ибо три белые пешки успешно сдерживают на ферзевом фланге четыре черные пешки.

Задача –образовать проходную пешку в центре. Собственно этого дело техники – эндшпиль выигран для белых.

В игре не все так просто

Понятно, что в практической игре редко бывает все так просто.

Уже на стадии планирования стратегии мы должны учитывать, что в реальной партии будем встречать постоянное противодействие противника, который проводит в жизнь свой план и мешает реализации нашего. В таком столкновении замыслов и развивается борьба за доской.


Почти всегда в наш план по реализации стратегии придется вносить коррективы по ходу. Реальные факторы позиции могут меняться. Этого не нужно бояться и пугаться по ходу партии. Таковы законы шахматной борьбы.

Небольшое резюме:

Стратегия в шахматах – понятие конкретное. Это путь к успеху в партии, основанный на плане с учетом личности соперника, его предпочтений, турнирной ситуации.

Стратегия не является константой. Шахматы – противоборство. Соперник будет вам мешать. Важно не впадать в панику, если что-то пошло не по плану и быть готовым к переоценке ситуации.

А разве в жизни не так? Изменения появляются постоянно и часто диктуют нам выбор решений. Однако жизненная стратегия у нас есть. Или должна быть. Иначе ветер перемен может прибить нас совсем не к тем берегам, куда мы бы хотели. Шахматы во многом отражение жизни. И в этом их актуальность, привлекательность и полезность.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Освоение шахмат - это длительный процесс, который может затянуться на несколько лет, но вам не обязательно быть великим шахматистом, чтобы побеждать практически в каждой игре, достаточно лишь понимать механику игры. Научившись распознавать некоторые шаги и читать своего противника, вы сможете эффективно защищать своего короля, атаковать короля противника и выходить победителем почти в каждой игре.


Предполагается, что вы уже знакомы с базовыми правилами игры в шахматы. Если вы только начали знакомство с игрой,

Шаги

Часть 1

Уровень игры: начальный

    Уясните ценность каждой фигуры и защищайте их соответственно. Понятно, что король является наиболее важной фигурой на доске, ведь его потеря ведет к поражению в игре. Несмотря на это, не стоит считать остальные фигуры бесполезным пушечным мясом. Согласно математике и геометрии шахматной доски, некоторые фигуры куда ценнее, чем другие. Помните об этом, когда будете забирать чужие фигуры. К примеру, не стоит подвергать риску ценнейшую ладью лишь за тем, чтобы избавиться от коня противника.

    Поймите цели хорошего дебюта. Дебют - это первые несколько ходов в игре, которые определяют вашу общую стратегию и расстановку фигур на всю партию. Целью начальных ходов является развертывание (отведение от начальных полей) как можно большего количества сильных фигур. Для хорошего начала следует учесть несколько ключевых моментов:

    • Перемещайте пешки к центру доски, чтобы открыть дорогу более сильным фигурам.
    • Ваш дебют также будет зависеть от того, играете ли вы черными или белыми фигурами. Так как белые ходят первыми, вам следует играть агрессивно и не дать инициативе перейти к противнику. Черным же следует организовать оборону, ожидая, пока белые подставятся под удар.
    • Никогда не перемещайте одну фигуру два хода подряд, если только ей не грозит опасность быть сметенной с доски. Чем больше фигур вы сможете передвинуть, тем больше ходов потребуется противнику для противодействия.
    • Учитывая все это, ознакомьтесь со списком дебютов, которые делают гроссмейстеры на турнирах по шахматам.
  1. Заранее продумайте свою стратегию на 4–5 ходов вперед, делая каждый ход частью более изощренной атаки. Для победы в шахматах вы должны постоянно думать на несколько шагов вперед, подготавливая обширные и сложные атаки, чтобы перехитрить своего противника. Ваш первый ход определяет всю последующую игру и ведет к первой атаке или контролю определенных участков доски. Лучший способ научиться планировать наперед - отработать несколько распространенных дебютов:

    Проведите 4-ходовый «Детский мат», чтобы мгновенно выиграть партию. Проблема в том, что данная стратегия сработает лишь единожды, так как опытный игрок раскроет ваш план и уведет короля из-под удара. Несмотря на это, детский мат является отличным способом застать новичка врасплох и быстро одержать победу в игре.

    Контролируйте центр доски, чтобы контролировать игру. Во время партии в шахматы ваша главная задача заключается в контроле над центром доски, особенно это касается четырех полей посередине. Все потому, что оттуда можно совершать атаку в любом направлении, позволяя вам управлять темпом и ходом игры. Конь, к примеру, имеет 8 потенциальных ходов из центра доски, а по краям доски - лишь 1–2. Существует два основных способа добиться контроля над центром:

    • Вы можете закрепиться в центре доски, медленно перемещая туда несколько фигур. Пусть кони и слоны стоят по краям и играют роль поддержки, там они смогут атаковать фигуры противника в случае нападения. Подобное неторопливое развитие событий используется чаще всего.
    • А вот заход с флангов является более современным стилем игры, согласно которому контроль над центром осуществляется по краям доски. Ваши ладьи, ферзь и кони поднимаются по краям доски, тем самым не давая противнику безвозмездно захватить центр.
  2. Развивайте по одной фигуре за раз. Покончив с дебютом, переходим к развертыванию боевых порядков. Вы должны вывести все свои фигуры с начальных полей, перемещая их на более эффективные для них места.

    • Если можете, перемещайте фигуры по очереди. Не ходите одной и той же фигурой два раза подряд, если, конечно, вам не нужно будет уводить ее из-под удара или потрепать силы противника.
    • Перемещать все фигуры тоже необязательно. Продвижение всех пешек не поможет вам победить, так как нарушит ключевую линию обороны, оберегающую вашего короля.
  3. Научитесь рокировке. Рокировка - это особый ход, при котором король «перепрыгивает» через ладью, принимающую роль стены против грядущей атаки и которую оберегают размещенные над ней пешки. Это крайне эффективная тактика защиты, особенно для новичков в шахматах. Вам понадобится сделать следующее:

    Не пренебрегайте разменом фигур. Смело разменивайте фигуры, если в результате вы окажетесь с материальным преимуществом, например, пожертвовав конем ради получения вражеского ферзя. Когда же фигуры более-менее равны, процесс размена становится довольно запутанным. Если вкратце, то не стоит идти на размен, когда:

    Продумайте свою стратегию на 5–6 ходов вперед. Пусть это и сложно, но для регулярной победы в партиях вы должны строить долгосрочные планы. Каждый ход фигур должен преследовать три основных цели. Держа эти моменты в памяти, вы вскоре сможете на ходу просчитывать многоходовки для победы в игре:

    Используйте свое преимущество по максимуму, не неситесь сломя голову в атаку. Ритм игры - вот, что главное в шахматах, так что удерживайте его как можно дольше. Если ваш противник лишь реагирует на ваши действия и постоянно выводит фигуры из-под удара, не имея возможности контратаковать, продолжайте неспешно уменьшать количество его фигур. Помните, что победа в битве не гарантирует вам победу в войне. Не позволяйте оппоненту совершать контратаки в ответ на ваши ходы. Вместо этого перебейте его защитные фигуры, захватите центр доски, после чего выждите момент для нанесения сокрушительной атаки.

    Научитесь проводить связывание. Связывание - это нападение, при котором вражеская фигура загоняется в тупик или берется в заложники, сдерживая оппонента от эффективного ее использования риском ее потерять. Этот пассивный вид ведения боевых действий отлично подходит для управления ходом игры и победе над противником. Для начала проанализируйте варианты перемещения фигуры. Уделите особе внимание фигурам с ограниченным набором ходов. Затем разместите свои фигуры так, чтобы атаковать связанную фигуру, куда бы она ни передвинулась, фактически делая ее бесполезной на какое-то время.

    Объективно оценивайте каждый ход. Вы должны мыслить в масштабах всей доски, анализируя каждый доступный вам ход. Не делайте ход только потому, что пришла ваша очередь, не торопитесь и попробуйте отыскать наилучший ход из всех доступных. Конечно, все зависит от ситуации, но вы можете задать себе парочку вопросов перед каждым ходом, чтобы понять, правильно ли поступаете:

    Избавляйтесь от фигур противника единым фронтом. Вам нужно сохранять контроль над центром, при этом атакуя, как единое целое. Ваши фигуры словно детали оркестра - все они служат уникальной цели, но лучше всего работают вместе. Устраняя фигуры оппонента, вы повысите свои шансы обойти защиту короля, а организовав 2–3 группы поддержки, обеспечите материальное преимущество.

    Защищайте ферзя на всех этапах игры при помощи слона и ладьи. Ферзя не просто так считают сильнейшей фигурой на доске, поэтому не спешите разменивать его на другую фигуру противника, даже на другого ферзя, подобный ход редко является оправданным. Ферзь - ваша наиболее универсальная атакующая фигура, используйте ее по назначению. Постоянно защищайте и поддерживайте своего ферзя, так как большинство игроков готово пожертвовать практически любой фигурой (кроме собственного ферзя), чтобы от него избавиться.

    Не окружайте своих слонов пешками. Слоны атакуют с дальних дистанций, а для контроля над доской, особенно на ранних стадиях игры, крайне важно использовать их обоих. Вы можете изучить множество дебютных ходов, но основная их цель заключается в выведении в открытую своих сильных фигур.

Часть 3

Уровень игры: продвинутый

    Продумайте ход игры от начала и до конца. Партия в шахматы в основном имеет три этапа, которые тесно связаны между собой. Лучшие шахматисты мира планируют свою игру на 10–12 ходов вперед, одновременно разрабатывая 3–4 стратегии на основе ходов противника. Они знают, что потраченные на раннем этапе ходы и фигуры сильно повлияют на заключительную стадию игры и планируют свои действия соответственно.

    • Дебют: именно здесь задается тон игры. В первые 4–5 ходов происходит ускоренная мобилизация множества фигур и начинается борьба за центр доски. Вы можете пойти в наступление, переведя сражение на сторону противника, либо уйти в оборону, выжидая, пока противник сделает первый шаг.
    • Миттельшпиль: его единственная цель - подготовка к эндшпилю. На данном этапе происходит размен фигурами, захват контроля над центром доски и установка 1–2 линий нападения, которые в любой момент могут прийти в движение. Размен, конечно, может принести пользу, но вы должны понимать, что с каждой потерянной фигурой уменьшаются и ваши шансы на победу.
    • Эндшпиль: этап, когда на доске остается очень мало фигур, а их ценность заметно возрастает. Вам может показаться, что именно в эндшпиле развернется главное противостояние, но на самом деле бо́льшая часть работы уже была проделана. Игрок, который «победил» в миттельшпиле и остался с лучшим материалом без труда завершит игру матом.
  1. Слоны к концу игры куда полезнее коней. Поначалу игры слоны и кони примерно равны по силе. Однако уже к концу игры слоны будут передвигаться по опустевшей доске в разы быстрее, чем все так же медлительные кони. Помните об этом при размене фигур - если в краткосрочной перспективе слон и не является сверхполезным, то уже на последнем этапе партии становится одной из наиценнейших фигур.

  2. Используйте числовое преимущество пешек на пустой доске. Пешки лишь кажутся бесполезными, однако к концу игры они становятся ключевыми фигурами. Они могут оказывать поддержку сильным фигурам, продвигаться по доске, нервируя противника, а также являются идеальным щитом для короля. Однако это преимущество можно упустить, если вы начнете сдваивать их в начале партии (две пешки на одной вертикальной линии). Держите пешки рядом, чтобы они могли прикрывать друг друга. Когда на доске останется очень мало фигур, стремительное наступление для превращения пешки в ферзя может решить исход игры.

    • Поищите в интернете наборы задач или прихватите в библиотеке книжку по шахматным стратегиям, в них обязательно будут примеры задач.
  • Играйте уверенно с настроем на победу.
  • Не переставайте практиковаться и не отдавайте фигуры по глупости.
  • Идите в наступление группами. Если для атаки вам придется отойти от группы, составьте план по перегруппировке сил.
  • В некоторых компьютерных шахматных играх существуют подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Эти подсказки могут вам пригодиться в официальных матчах.
  • Когда будете готовы, примите участие в турнире или сыграйте в шахматном клубе. Это может улучшить ваши навыки и обеспечит официальный шахматный рейтинг.
  • Помните о значении каждой фигуры и планируйте свою игру соответственно. Например, ладья стоит пять очков, тогда как слон только три. Вы можете получить преимущество, если пожертвуете своим слоном для нейтрализации ладьи противника.
  • Прежде чем перемещать фигуру, детально продумайте свой ход.

Предупреждения

  • Не используйте дешевые трюки вроде четырехходового мата. Если ваш противник знает о них, вы практически обязательно проиграете.
  • Ничего страшного, если вы не выигрываете! Нужна уйма практики, чтобы стать профи!
  • Не спешите забирать «свободные» фигуры. Возможно, ваш оппонент пожертвовал эту фигуру, чтобы обменять ее на более сильную вашу фигуру или провести отвлекающий маневр.
  • Не рискуйте ферзем - это самая ценная фигура на доске!

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В ШАХМАТАХ

Тактика игры – термин из военной терминологии. Что- то наподобие тактики проведения боевых действий. А именно, тактика включает в себя разработку, подготовку и реализацию боевых действий.

По сути – умение распоряжаться всеми имеющимися ресурсами.

Шахматная тактика – набор приемов для реализации стратегии в шахматной партии. Надеюсь, не слишком вас запутал.

То есть, тактика игры в шахматах в широком смысле состоит из следующих составляющих:

  1. Стратегия – путь к достижению нужного результата в конкретной партии.
  2. Шахматная тактика – инструментарий для реализации стратегии.

Стратегия – планирование, тактика – претворение в жизнь. Стратегию игры мы обсуждали в этой статье.

Сегодня поговорим о тактике.

ШАХМАТНАЯ ТАКТИКА

Значение тактики в шахматной партии никак не меньше, чем стратегии. Пожалуй, даже больше.

Шахматист может хорошо оценивать позицию и составлять правильные планы. Но если он не владеет достаточным тактическим арсеналом, он не сможет их реализовать и довести до нужного результата.

Более того, цена тактической ошибки выше, чем стратегической . Если вы просматриваете мат в два хода, все ваши стратегические достижения мгновенно обесцениваются.

Во время партии тактические вопросы решаются шахматистом намного чаще, чем он сталкивается с вопросами стратегии.

Тактический арсенал

Мы с вами уже обсуждали различные тактические приемы. Двойной удар, вилка, связка - все это тактический арсенал шахматиста. Конечно неполный. Все эти приемы отрабатываются на практике.

ТАКТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Тактической операцией создается этап партии, включающий в себя последовательность (часто форсированную) ходов с определенной целью.

На этом этапе ходы имеют логическую последовательность. Каждый из которых может казаться непонятным, но все вместе они создают понятное целое.

Тактическая операция состоит из трех этапов:

  1. Нахождение идеи
  2. Расчет вариантов
  3. Оценка последствий

Одним из разновидностей тактических операций в шахматной партии является комбинация. По сути это тактическая операция с жертвами.

Все три составные части тактической операции одинаково важны. Например, оценка последствий. Важно видеть, не буду ли выгоды от комбинации перечеркнуты другими факторами. Например, вы выиграли пешку, но ваш ферзь оказался в ловушке.

Почти всегда возможность провести успешную тактическую операцию или комбинацию опирается на уже накопленные позиционные плюсы.

ПРИМЕРЫ ТАКТИКИ НА СЛУЖБЕ СТРАТЕГИИ

Тактика в атаке

Черные успешно проводят план по «зажатию» королевского фланга белых. С помощью форпоста на е4 они перебросили фигуры для атаки.

По своему опыту скажу, что в такой позиции есть стойкое ощущение, что назрел тактический удар.

То есть, перевод позиционных плюсов в результаты. В данном случае результат видится, как матовая атака. Вопрос, какой вариант ведет к цели. Нетрудно убедиться, что прямые жертвы не проходят. И все же:

1…Лg3!!

2.fg Если не брать ладью, решает жертва на h3.

2….Kg4+

3.Крh1 Ф:g3

и мат следующим ходом.

Тактика в эндшпиле

В эндшпиле важнейшая тема – превращение пешки. Именно с целью обеспечить проход пешки часто проводятся комбинации.

Например:

Кто сказал, что ладейные окончания не выигрываются?

1.Л:с2!! Л:с2 (на 1…Лd8 –2.Лс6 и Кре4 выигрывая)

2.d7 и пешку не удержать.

Типичный прием борьбы ладьи против ладьи в подобных позициях, - если черные на 1.Л:с2 играют 1…Ла8 , то 2. d7 Крf7 3.Лс8!

и белые выигрывают.

Еще пример:

Как играть белым?

Теперь у черных две возможности задержать пешку, но… обе наталкиваются на «тактику».

1. …Л:g4 2.a6 Лg1 3.a7 Ла1 4.Ла3!!

и белые выигрывают.

Второй вариант:

1. a5 Л:g4 2.a6 Лh4 3.Лd8!!

И после 3…Кр:d8 4.a7 пешку не удержать.

Скажу откровенно, - знать приемы эндшпильной тактики архиважно. Тактические возможности в эндшпиле встречаются чаще, чем это принято считать.

В заключение:

Как научиться тактическим навыкам?

  • Находить и запоминать точные позиции. Набор таких позиций должен постоянно пополняться. Это в некотором смысле конечные пункты ваших тактических операций.
  • Запоминать типичные приемы.
  • «Проигрывать» в уме различные тактические удары и комбинации. Дабы развивать пространственное воображение.

Ну и конечно практическая игра и анализ сыгранных партий. Навык формируется только практикой.

сложность: ★

Многие новички не понимают, почему они проигрывают в шахматы. Ниже приведены наиболее распространённые ошибки начинающих. Они могут казаться очевидными для более опытных игроков, но тем, кто делает первые шаги, стоит задуматься над каждым пунктом.

1) Пренебрежение развитием фигур

Почему-то новички часто не замечают, что противник может напасть на связанную фигуру и выиграть её. Иногда и вовсе забывают про связку и ходят связанной фигурой, теряя более ценную.

3) Образование слабых пешек

Пешки назад не ходят. Далеко продвинутая пешка может быть не только силой, но и слабостью, если она сильно оторвалась от «коллектива». К тому же образуются слабые поля вокруг пешек. Следует чётко взвешивать плюсы и минусы каждого хода пешкой, иначе можно очень быстро ослабить свою позицию для вторжения неприятельских фигур.

4) Полное игнорирование пешек

Иногда начинающие наоборот упорно не делают ходов пешками, играя только фигурами. Возможно, они думают, что раз пешка – самая слабая боевая единица, то и ходить ею необязательно. Ещё раз – задействовать надо всё войско. Пешки как раз должны идти в первых рядах, как лёгкая пехота. Это вынудит неприятельские фигуры отступать, так как они ценнее пешек. Но и про пункт 3 следует помнить.

5) Увлечение материальными завоеваниями

Конечно, преимущество в количестве фигур и пешек – это большой задел к успеху. Но не следует забывать, что главная цель шахмат – это всё-таки мат королю. Так что материал ради материала это неправильно. К тому же следует всегда помнить, что соперник может специально пожертвовать фигуру или пешку, чтобы заманить в ловушку. В некоторых дебютах атака с жертвами может вестись вообще с первых ходов. Яркий пример - королевский гамбит . Да и в более спокойных на первый взгляд началах есть варианты, когда одна из сторон начинает вести атаку без оглядки на материальный баланс, например, как в классической системе староиндийской защиты .


6) Бесцельные ходы

Новички часто ходят без определённого плана, лишь бы сходить. Это неправильно. Каждый ход должен иметь какую-то цель. Вы должны уметь ответить сами себе на вопрос "зачем я туда хожу?". Лучше сделать ход с ошибочной целью, чем вообще без цели.

Начинающие любят "кушать" фигуры просто так. Они даже понимают, что при размене (то есть, когда с доски исчезают равноценные фигуры) материальное равновесие не нарушится, но соблазн велик. А ведь каждый размен может принести как выгоду, так и неприятности. Например, разменивать свою пассивную фигуру на активную фигуру соперника – выгодно, но не наоборот. Иногда новички в своём стремлении ко взятиям согласны даже отдать более ценную фигуру за менее ценную боевую единицу соперника. Очевидно, что на успех в партии, играя таким образом, можно не рассчитывать. Прочитать про относительную ценность фигур можно .

8) Пренебрежение безопасностью своего короля

Цель в шахматах – поставить мат королю соперника. Но не следует и забывать про своего монарха, ведь у противника цель точно такая же. Поэтому не забывайте сделать рокировку – на фланге королю обычно безопаснее, чем в центре. Следите за тем, чтобы в случае возможной атаки рядом с собственным королём были защитники. Также не двигайте без нужды пешки, прикрывающие вашу самую главную фигуру.

9) Игнорирование планов соперника

Это одна их самых серьёзных ошибок в шахматах и то, что отличает сильных игроков от слабых. После каждого хода соперника, прежде, чем начинать просчитывать свои гениальные идеи, надо спросить себя «зачем он туда пошёл?». И только ответив себе на этот вопрос, начинать думать над своим ходом, скорректировав свой расчёт соответствующим образом.

10) Отсутствие концентрации

Очень много партий проигрывается просто из-за невнимательности. Огромное преимущество имеет тот, кто постоянно сконцентрирован на партии. Все зевки фигур и пешек случаются от того, что игрок на какое-то время расслабляется. Если вы хотите выиграть, то стоить поднапрячься и более тщательно следить за партией.

Если вы новичок, следите, чтобы не допускать эти ошибки в своих партиях, и прогресс в игре не заставит себя ждать.

Наша пошаговая инструкция поможет вам легко освоить игру в шахматы.

Никогда не поздно научиться играть в шахматы - самую популярную игру в мире! Изучить правила шахмат несложно:

Шаг 1. Как установить доску

Перед игрой доска располагается так, чтобы в правом нижнем углу перед каждым из игроков находилось белое поле.

Шаг 2. Как ходят фигуры

Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (за исключением коня) или вставать на поле, где уже стоит фигура того же цвета. Однако они могут встать на место фигуры противника, которая считается взятой. Фигуры обычно размещают так, чтобы они угрожали фигурам противника взятием (встать на поле, где стояла взятая фигура, заменив её), защищали свои собственные фигуры, которым грозит взятие, или контролировали важные поля на доске.

Как ходить королём в шахматах

Король - самая важная фигура, но при этом и одна из самых слабых. Король может ходить только на одно поле в любом направлении: вверх, вниз, в стороны и по диагонали. Король никогда не может вставать на битое поле (где его может взять фигура соперника). Когда король атакован другой фигурой, это называется "шах".

Как ходить ферзём в шахматах

Ферзь - самая сильная фигура. Он может ходить по прямой в любом направлении - вперёд, назад, в стороны или по диагонали на любое число полей, но при этом он не может перепрыгивать через другие фигуры. Если ферзь или любая другая фигура берёт фигуру соперника, ход заканчивается. Смотрите, как белый ферзь берёт чёрного, вынуждая чёрного короля сделать ход.

Как ходить ладьёй в шахматах

Ладья может ходить на любое число клеток, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали). Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и действуют сообща!

Как ходить слоном в шахматах

Слон может ходить по прямой на любое число клеток, но лишь по диагонали. В течении игры каждый слон всегда ходит по клеткам одного и того же цвета (белым или черным). Слоны хорошо действуют сообща, поскольку они прикрывают слабые стороны друг друга.

Как ходить конём в шахматах

Кони ходят иначе, чем другие фигуры - на два поля в одном направлении и далее на одно поле под углом 90 градусов, буквой "Г". Конь - единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры.

Как ходить пешкой в шахматах

Пешка - необычная фигура, она ходит и берёт по-разному: ходить пешка может лишь вперёд, а брать - лишь по диагонали. Пешка может передвигаться только на одну клетку за один ход, кроме самого первого хода, когда она может сходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только по диагонали на одну клетку перед собой. Пешка не может ходить или брать назад. Если другая фигура находится прямо перед пешкой, пешка не может сделать ход вперёд и не может взять эту фигуру.

Шаг 3. Изучите особые правила шахмат

В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

Как превратить пешку в шахматах

У пешки есть одна замечательная особенность - если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется "превращением пешки").

Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.

Как выполнить взятие на проходе

Последнее правило, касающееся пешек, называется " ". Пешку, которая только что продвинулась на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять пешка соперника, занимающая поле на той же вертикали и на соседней горизонтали, как если бы последний ход взятой пешки был только на одно поле, которое она миновала.

Такое взятие возможно только ходом, следующим за продвижением на два поля, и невозможно впоследствии. Изучите пример, чтобы лучше понять это необычное, но важное правило.

Как выполнять рокировку

Ещё одно особое правило шахмат называется . Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) вашего короля и вывести из угла ладью, включив её в игру. Совершая рокировку, игрок перемещает своего короля на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек (смотрите пример). Рокировку можно выполнить только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • между королём и ладьёй не должно находиться других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке на королевский фланг король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется "короткой рокировкой". Рокировка на другой фланг, через поле, где находился ферзь, называется "длинной рокировкой". Как при короткой, так и при длинной рокировке, король передвигается только на два поля.

Шаг 4. Кто ходит первым

Шахматист, играющий белыми, всегда ходит первым. Чтобы решить, кто будет играть белыми, шахматисты обычно подкидывают монету или один из них угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника. Потом ход делают белые, далее чёрные, потом снова белые, потом чёрные и так далее по очереди до конца игры. Возможность ходить первым - небольшое преимущество, которое даёт белым возможность немедленно начать атаку.

Шаг 5. Напомним как выиграть партию в шахматы

Шахматная партия может завершиться несколькими способами: матом, вничью, сдачей, поражением по времени...

Как поставить мат в шахматах

Цель игры - поставить мат королю соперника. Мат происходит, когда король попадает под шах и не может от него уйти. Защититься от шаха можно тремя способами:

  • отступить на другое поле (не рокировкой!),
  • закрыться от шаха другой фигурой
  • или взять фигуру, напавшую на короля.

Если король не может избежать мата - партия завершена. Обычно короля не берут и не снимают с доски, партия просто объявляется законченной.

Когда партия заканчивается вничью

Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:

  • На доске возникает " ", если у игрока, который должен ходить, нет ни одного возможного хода, а его король не находится под шахом

При ходе ферзем на с7 черные не находятся под шахом, но и не могут сделать ход. На доске пат, и партия заканчивается вничью.

  • Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру.
  • На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля).
  • Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
  • Последние 50 ходов были завершены каждым игроком без продвижения пешек и без взятий.

Шаг 6. Изучите основные стратегические приемы

Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

Защищайте своего короля

Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в меньшей опасности. Не откладывайте рокировку. Обычно следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если вашему королю первому объявят мат!

Не отдавайте фигуры

Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:

  • Пешка - базовая единица - 1 очко
  • Конь стоит 3 очка
  • Слон стоит 3 очка
  • Ладья стоит 5 очков
  • Ферзь стоит 9 очков
  • Король бесценен

На результат игры эти очки никак не влияют - это лишь система, которую вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает вам понять, когда лучше взять фигуру соперника, разменять фигуры или сделать другой ход.

Контролируйте центр шахматной доски

Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если вы контролируете центр, у вас будет больше места для маневров своих фигур, а вашему противнику будет сложнее найти хорошие поля для своих. В приведённом выше примере белые, стремясь контролировать поля в центре, делают сильные ходы, а черные - слабые.

Используйте все Ваши фигуры

В приведённом выше примере белые задействовали все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они стоят на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на вражеского короля. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.

Шаг 7. Практикуйтесь, играя как можно больше

Чтобы совершенствоваться в шахматах, вам важнее всего играть! Не важно, играете ли вы дома с друзьями или родственниками или онлайн, вам необходимо много играть, чтобы стать лучше. В наше время легко найти противников в сети!

Как играть в варианты шахмат

Хотя большинство людей играют в шахматы по стандартным правилам, некоторые любят играть в шахматы с изменёнными правилами. Они называются «вариантами шахмат». У каждого варианта свои правила.

  • Шахматы-960 : в шахматах-960 (шахматах Фишера) начальная расстановка фигур выбирается случайным образом. Пешки расположены как и в обычных шахматах, а остальные фигуры за ними расставляются случайно.
  • Царь горы : в этом варианте шахмат можно добиться победы, заняв своим королем одно из полей в центре шахматной доски, так называемую "вершину горы".
  • Шведские шахматы : в эту игру играют парами. Когда один из игроков берет фигуру соперника, ее может использовать его напарник. Например, если я играю белыми, и мой напарник, играя черными, берет белого коня у своего соперника, то любым своим будущим ходом я могу выставить его на любое свободное поле доски.
  • Крейзихаус : очень интересная игра, где вы можете использовать фигуры, взятые у соперника. Например, если я играю белыми и беру черную пешку, она превращается в белую пешку, которую я могу выставить на доску как свою фигуру любым своим будущим ходом.
  • До трех шахов : в этой игре побеждает тот, кто первым даст три шаха королю соперника.

Наслаждайтесь этими удивительными вариантами шахмат.

Как играть в шахматы-960

Как играть по правилам шахматных турниров

Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Такие правила не применяются в партиях, которые играют дома или по сети, но вам, возможно, всё равно захочется их использовать.

  • Тронул - ходи - Если шахматист касается своей фигуры, он обязан сделать ход этой фигурой, если он возможен. Если шахматист касается фигуры соперника, он обязан её взять. Шахматист, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав "поправляю".
  • Шахматные часы - В большинстве турниров используются шахматные часы, позволяющие задать время на партию, а не на ход. Оба противника получает одинаковое время на всю партию и самостоятельно решают, как его расходовать. Сделав ход, шахматист нажимает на кнопку или рычаг, запускающий часы соперника. Если у игрока закончилось время, и соперник заявляет об этом, допустивший просрочку проигрывает партию (если у соперника достаточно фигур, чтобы поставить мат, иначе присуждается ничья).

Часто Задаваемые Вопросы о шахматах (ЧаВо)

Такое количество информации может вас несколько озадачить. Именно поэтому мы даем ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, с которыми обычно сталкиваются люди, которые только начинают свое путешествие в мир шахмат. Мы надеемся, что они вам пригодятся!


Как мне совершенствоваться в шахматах?

Знание правил и основ стратегии - это только начало: шахматы так сложны, что целой жизни не хватит, чтобы освоить все! Чтобы совершенствоваться, необходимо делать три вещи:

  1. Играйте много - просто продолжайте играть! Играйте как можно чаще. Извлекайте уроки из каждой партии, выигранной или проигранной.
  2. Учите уроки шахмат - если вы действительно хотите быстро достичь прогресса, вам следует пройти несколько уроков онлайн. Здесь можно найти .
  3. Наслаждайтесь - Не унывайте, если у вас не получается выигрывать все партии подряд. Все проигрывают - даже чемпионы мира. Если вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, Вы будете любить шахматы всегда!

Какой первый ход в шахматах - сильнейший?

Хотя в шахматах и нет общепризнанно сильнейшего хода, важно с самого начала бороться за центр доски. По этой причине большинство шахматистов делают первый ход одной из центральных пешек (от короля или от ферзя) на две клетки вперёд: 1. d4 или 1. e4. Другие предпочитают 1. c4 или 1. Кf3. Большинство других ходов не столь хороши. Бобби Фишер считал лучшим ход королевской пешкой 1. e4.

Какой цвет ходит первым?

Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым.

Может ли пешка ходить назад?

Пешка не может ходить назад. Достигнув противоположного края доски, она может превратиться в другую фигуру (например, в ферзя). Та фигура, в которую вы превратили пешку, конечно, может ходить назад.

Можно ли ходить больше чем одной фигурой за раз?

Во время своего хода вы можете сходить лишь одной фигурой, но есть одно исключение! Когда вы делаете рокировку, за один ход вы перемещаете короля и ладью.

Какая фигура в шахматах самая важная?

Король - самая важная шахматная фигура. Если проиграете короля, проиграете партию. Однако самая сильная шахматная фигура - это ферзь.

Когда были изобретены шахматы?

Происхождение шахмат до конца неизвестно. По наиболее распространённой версии шахматы возникли в Индии почти две тысячи лет назад из других похожих игр. Современные шахматы известны с 15-го века, когда игра стала популярна в Европе.

Какая партия была самой длинной в истории шахмат?

Самая длинная турнирная партия (по количеству ходов) в истории шахмат была сыграна Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде, Сербия, в 1989 году.

Что такое шахматная нотация?

Нотацию изобрели, чтобы можно было анализировать сыгранные шахматные партии. Благодаря ей у нас есть возможность записать все ходы партии и воспроизводить ее столько раз, сколько заблагорассудится. Необходимо только правильно записывать собственные ходы и ходы соперника.

Шахматная нотация позволит вам хранить все свои партии...

У каждого поля есть координаты, и каждая фигура обозначается заглавной буквой (К - конь С - слон, Ф - ферзь, Л - ладья и Kр - король).

Какова цель шахмат?

Шахматы - это игра между двумя соперниками на противоположных сторонах доски, расчерченной на 64 клетки светлого и тёмного цвета. У каждого игрока есть по 16 фигур: 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек.

Доска, два шахматиста и 32 фигуры - все, что нужно, чтобы начать партию.

Цель игры - поставить мат королю соперника. Мат - это ситуация, когда королю угрожает фигура соперника (король находится под шахом), и он не может избежать этой угрозы.