В этой статье:

Чтобы понять, каково значение игры для психического развития ребенка, необходимо разобраться с самим понятием.

В дошкольном возрасте именно игра считается основным видом деятельности малыша. В ходе игрового процесса у ребенка формируются основные личностные особенности и целый ряд психологических качеств. Кроме того, именно в игре берут начало отдельные виды деятельности, которые со временем приобретают самостоятельный характер.

Психологический портрет дошкольника достаточно легко можно нарисовать, всего лишь несколько минут понаблюдав за тем, как он играет. Такого мнения придерживаются как опытные педагоги, так и детские психологи, которые игровую деятельность в детском возрасте приравнивают по значению к работе или службе в жизни взрослого человека. Как играет малыш? Сосредоточенно и увлеченно? А может быть, с нетерпением и отсутствием концентрации внимания? Скорее всего, так же он проявит себя и на работе, когда вырастет.

На что влияет игровая деятельность?

В первую очередь стоит отметить ее влияние на формирование психических процессов. Играя, малыши учатся концентрироваться, запоминать информацию, действия. Направлять деятельность дошкольника проще и удобнее всего именно в игре.

В процессе малыш будет учиться сосредоточивать внимание на отдельных предметах, вовлеченных в процесс, держать в памяти сюжет, предугадывать действия. Ребенку крайне необходимо быть внимательным, соблюдая правила. В противном случае сверстники могут отказаться от его участия в дальнейшем.

В игре активно развивается умственная деятельность малыша дошкольного возраста. Малыш по ходу учится замещать одни предметы другими, придумывает названия новым предметам, вовлекая их в процесс. Со временем действия с предметами сходят на нет, так как ребенок переносит их на уровень устного мышления. В результате можно отметить, что игра в данном случае ускоряет переход ребенка к мышлению в отношении представлений.

С другой стороны, сюжетно-ролевые игры позволяют ребенку разнообразить мышление, принимая во внимание мнения других людей, учат малыша предугадывать их поведение и корректировать на его основании собственную манеру поведения.

Детские игры можно охарактеризовать следующим образом.


В дошкольном возрасте дети пробуют внедрять в жизнь элементы ролевой игры, в ходе которой показывают желание приблизиться к жизни взрослых, демонстрируют взаимоотношения и деятельность взрослых с собственной точки зрения.

Роль сюжетно-ролевых игр в жизни детей дошкольного возраста

Еще Фридрих Шиллер когда-то писал о том, что человек является таковым, только когда играет, и наоборот – только играющий человек может называться им в полном смысле слова. Жан-Жак Руссо также в свое время делал акцент на
том, что понаблюдав, как маленткий ребенок играет, можно узнать о нем если не все, то очень многое. А вот знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд был уверен, что через игровую деятельность дети пытаются найти способ поскорее стать взрослыми.

Игра - это прекрасная возможность для ребенка выразить эмоции, которые в реальной жизни он, возможно, выразить бы не решился. Кроме того, в ходе игрового процесса малыш учится перенимать особый жизненный опыт, моделируя ситуации, планируя и экспериментируя.

Играя, ребенок в дошкольном возрасте учится выражать чувства без опаски быть отчитанным или высмеянным. Он не боится последствий, и это позволяет ему быть более открытым. Показывая чувства и эмоции, малыш учится смотреть на них со стороны, таким образом понимая, что полностью контролирует происходящее и знает, как отрегулировать ситуацию, решить конфликты.

На психическое развитие ребенка игра оказывает серьезное влияние, и в этом сложно усомниться. Именно в процессе игры ребенок знакомится со свойствами предметов, учится
распознавать их скрытые качества. Его впечатления накапливаются как снежный ком, а в ходе игры они приобретают определенный смысл и систематизируются.

Во время игры дошкольник переносит действия на разные предметы, учится обобщать, развивая словесно-логическое мышление. В игровом процессе малыш обычно сопоставляет себя только с теми взрослыми, которые играют в его жизни важную роль, которых он уважает и любит. Он может копировать отдельные их действия в младшем возрасте и воспроизводить их отношения между собой в старшем дошкольном возрасте. Именно поэтому игру можно считать наиболее реальной школой для развития социальных отношений с моделированием поведения взрослых.

Обучающий процесс и роль в нем игровой деятельности

С помощью игры ребенок получает новые возможности для развития личности, воспроизводя поведение и взаимоотношения взрослых. В процессе ребенок учится налаживать связи со сверстниками, осознают степень ответственности за выполнение правил игры. Таким образом, в ходе игры ребенок учится волевой регуляции поведения.

У дошкольников,
как младших, так и старших, именно с игровой деятельностью связаны такие интересные и развивающие занятия, как рисование и конструирование, к которым у малышей с раннего возраста возникает особое влечение.

В ходе игровой деятельности формируется также и учебная деятельность, которая со временем станет основной. Естественно, что учение не может самостоятельно возникнуть из игры. За его ввод отвечают взрослые. Очень важно, чтобы дошкольник приучался к учению именно в ходе игры. В этом случае он будет относиться к нему одновременно легко и с пониманием необходимости соблюдения основных правил.

Влияние игр на развитие речи

На развитие речи игровая деятельность оказывает не менее важную роль, чем на учение. Чтобы стать «своим» в игре, ребенку нужно уметь выражать эмоции и желания словами, то есть иметь определенные навыки речи. Эта необходимость будет способствовать развитию связной речи с использованием
большого количества слов. Играя, дошкольники учатся общаться.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети уже умеют договариваться о том, кто какую роль будет играть в процессе. Прекращение игры может стать причиной разрушения общения.

В ходе игровой деятельности происходит перестройка основных психических функций малыша, а знаковые функции развиваются в результате замещения предметов друг другом.

Игровая деятельность и коммуникабельность

Аналогично другим видам деятельности, игровая потребует от малыша проявления целого ряда волевых качеств для налаживания прочного контакта с участниками. Чтобы игра приносила удовольствие, ребенок должен обладать социальными навыками. Это значит, что дошкольник должен понимать, что нельзя обойтись без общения и желания наладить связь со сверстниками, участвующими в
игре.

Дополнительный плюс - проявление инициативы и желание убеждать других, что игра должна проходить по тем или иным правилам с учетом мнения большинства. Все эти качества, которые одним словом можно назвать «коммуникабельность», будут формироваться в процессе игровой деятельности.

В ходе игры у детей часто возникают спорные ситуации и даже ссоры. Считается, что конфликты появляются потому, что каждый из участников имеет свои представления о том, по какому сценарию должна проходить игра. По характеру конфликтов можно судить о развитии игры как совместной деятельности дошкольников.

Произвольное поведение в ходе игровой деятельности

Игровая деятельность способствует формированию произвольного поведения у дошкольника. Именно в ходе игры малыш учится подчиняться правилам, которые со временем будет соблюдать и в других сферах деятельности. Под
произвольностью же следует в данном случае понимать наличие образца поведения, которому будет следовать дошкольник.

К старшему дошкольному возрасту для ребенка правила и нормы будут иметь особое значение. Именно они будут оказывать влияние на его поведение. К моменту поступления в первый класс дети уже будут отлично справляться с собственным поведением, контролируя весь процесс, а не отдельные действия.

Кроме того, нужно отметить, что именно в ходе игровой деятельности будет развиваться потребностная сфера дошкольника. У него начнут появляться мотивы и вытекающие из них новые цели. В ходе игры ребенок будет с легкостью отказываться от мимолетных желаний во имя больших целей. Он будет понимать, что за ним наблюдают другие участники
игры и он не имеет права нарушать установленные правила, меняя функции роли. Таким образом у малыша развиваются терпение и дисциплина.

Во время ролевой игры с интересным сюжетом и многочисленными ролями дети учатся фантазировать, у них развивается воображение. Кроме того, малыши в ходе игровой деятельности такого рода учатся преодолевать познавательный эгоцентризм, тренируя произвольную память.

Таким образом, у детей игра - это самостоятельная деятельность, в результате которой они учатся познавать различные сферы социальной действительности.

Игрушки - неотъемлемая часть процесса

Играть, не используя игрушки? В дошкольном возрасте это практически невозможно. На игрушку возлагается сразу несколько ролей. С одной стороны, она способствует психическому развитию малыша. С другой – является и предметом для развлечения, и
средством для подготовки ребенка к жизни в современном обществе. Игрушки могут быть из разных материалов и с разными функциями.

Например, популярные дидактические игрушки будут стимулировать гармоничное развитие малыша, улучшая ему настроение, а моторные станут незаменимы для развития моторики и двигательных способностей.

С детства ребенка окружают десятки игрушек, которые выступают в роли заменителей целого ряда предметов из взрослой жизни. Это могут быть модели машинок, самолетов и оружия, различные куклы. Осваивая их, малыш учится осознавать функциональное значение предметов, что способствует его психическому развитию.

Игру часто определяют как деятельность, выполняе­мую не для получения каких-либо материальных или идеаль­ных продуктов, а ради развлечения. На самом деле - это нечто большее. Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования («Игра в бисер» Г. Гессе; «Человек-играющий» Й. Хайзенги) свиде­тельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного (с точки зрения прагматического смыс­ла) в игре осуществляется основное человеческое предна­значение, состоящее в возможности подняться к верши­нам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования.

Функции игры в жизнедеятельности человека:

^ предоставление возможности человеку попробовать или реализовать себя в воображаемых ролях и образах;

^ моделирование жизненных ситуаций борьбы, со­ревнования, конкуренции, достижения успеха и т.д.;

^ создание условий для взаимодействия, общения, взаимопомощи;

^ сплочение людей в общности, пусть и временные, но порой тяготеющие к сохранению;

выявление и развитие личностных качеств играю­щих, их ловкости, находчивости, решительности, на­стойчивости, честности и т.д.

^ создание пространства для фантазии, импровиза­ции, открытия чего-то нового;

^ удовлетворение потребности людей в получении удо­вольствия или наслаждения, в том числе и от умения блеснуть своими знаниями, расширить свой кругозор, обогатиться знаниями других людей.

Игры бывают:

^ подвижные и интеллектуальные;

^ индивидуальные, парные и групповые;

^ состязательные и ролевые.

Каждая игра имеет свои правила или условия. Если правила всегда определяют характер игры однозначно, то условия - произвольны, ситуативны. Можно сказать, что условия - это правила, которые по ходу игры могут изменяться.

Игры, используемые в обучении (дидактические), быва­ют ролевыми, имитационными, деловыми и организа-ционно-деятельностными.

Особенно важной формой жизнедеятельности игра яв­ляется для детей. Игры обеспечивают детям возможность овладения общественным опытом, а также физическое, интеллектуальное, нравственное развитие личности.

В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Игровые действия здесь выражаются в мими­ческих движениях, движениях руками и ногами, в манипу­ляциях предметами. В этих играх, которые Жан Пиаже на­зывал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляется первоначальное ознакомление с миром.

В дошкольном возрасте ведущими являются сюжетно-ро-левые игры, в которых дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Дети с помощью игрушек и другого игрового материала перевоплощаются в других людей, а иногда в животных, беря на себя их роли. Используя вместо реаль­ных вещей их условные обозначения, дети готовятся к по­ниманию знаков - слов, букв, математических символов.

В педагогических целях используется множество самых разнообразных игр. Если в подвижных играх в основном совершенствуются движения детей, развивается ловкость, точность, настойчивость и т.д., то в интеллектуальных - восприятие, внимание, мышление, память. Игра помогает справиться со многими сложностями в воспитании и обу­чении, поскольку в ней присутствуют юмор, смех, паро­дия, гипербола, открытость отношений. Все это вызывает положительные эмоции и необходимую мотивацию.

Многие дидактические игры используются для упраж­нений в применении полученных знаний на практике, для их дальнейшего совершенствования, для выработки со­ответствующих умений. При изучении экономических дисциплин - это «Дельта», «Презентация», «Инвестор», «Новый менеджер» и другие так называемые деловые игры.

Особого внимания заслуживают современные компью­терные игры, привлекающие к себе все большее количе­ство поклонников. Наряду с позитивными функциями, они несут с собой опасность формирования психологиче­ской зависимости от них. Механизм образования психоло­гической зависимости от компьютерных игр основан на потребности человека в уходе от реальности и принятии роли. Каждый день компьютерные фанаты «получают дозу» - кто 20 минут, кто час, а кто и значительно больше. Круг социальных контактов у них очень узок, вся другая дея­тельность направлена лишь на выживание, на удовлетво­рение потребностей, а главное - на удовлетворение по­требности в игре на компьютере. И это, безусловно, одна из актуальных психолого-педагогических проблем.

В последние годы в практике психологической помощи получают распространение терапевтические игры, которые организуются с целью коррекции личностного развития или компенсации недостатков общения, преодоления за­стенчивости, замкнутости.

50. Творчество - это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, ориги­нальных или более совершенных материальных и духов­ных ценностей. В зависимости от содержания деятельно­сти различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие виды творчества.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет сле­дующие функции:

Выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен;

Реализует право личности на свободу, выход за пре­делы «обязательного»;

Является средством самоактуализации, самореализа­ции и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек в любом виде дея­тельности на какое-то время может стать творцом. Тем не менее, существуют люди, которые используют ориги­нальные способы решения любых жизненных задач. Это творческий тип личности. Особенностью творческой лич­ности является креативность.

Креативность - это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потреб­ности в исследовательской активности.

Креативной личности присущи следующие свойства:

когнитивные - чувствительность к необычному, уни­кальному, единичному; способность воспринимать яв­ления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия;

эмоциональные - высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждения, радостного волнения, бодрости;

мотивационные - потребность в понимании, иссле­довании, самовыражении и самоутверждении, потреб­ность в автономии и независимости;

коммуникативные - инициативность, склонность к ли­дерству, спонтанность.

Креативность активно стала изучаться после опубли­кования работ американского психолога Дж. Гилфорда, когда он выделил:

конвергентное мышление - идет по одному руслу и находит только одно решение;

дивергентное мышление - допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.

Дивергентное, то есть творческое мышление, и ле­жит, по мнению Гилфорда, в основе креативности. В от­личие от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты:

подвижность - способность мышления к обнаруже­нию и постановке проблем; для творческих людей не со­ставляет труда перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения;

пластичность - творческие люди предлагают множест­во решений проблем, обладают семантической (языковой) спонтанной гибкостью; способны к генерированию боль­шого количества разнообразных идей;

оригинальность - способность мышления продуци­ровать отдаленные ассоциации, необычные ответы, не­стандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность увидеть в объекте новые признаки, найти ему новое применение.

Творческой личностью не рождаются. Креативные спо­собности не создаются, а как-бы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окру­жающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.

Основными параметрами творческой личности можно счи­тать следующие:

^ интеллектуально-творческая инициатива;

^ жажда познания и преобразования;

^ чувствительность к проблемам, ко всему новому;

* склонность к нестандартному решению задач;

^ критичность ума, то есть стремление к оценке, вы­явлению недостатков;

^ самостоятельность в поиске путей и выборе спосо­бов решения возникающих проблем.

Физические упражнения и игры не только укрепляют здоровье и развивают организм ребенка, но и являются средством воспитания характера, влияют на все поведение детей и подростков.
Во время игр и физических упражнений ребенок учится подчинять свои интересы интересам коллектива, совместными усилиями добиваться поставленной цели. Он становится общительным, дисциплинированным, правильно оценивает свои силы, чувствует себя частицей коллектива.
В дошкольном возрасте, а также в младшем школьном возрасте игры имеют особенно большое воспитательное значение. Дети играют совсем не так, как подростки. Их игры подражательны (имитационные). Играя, дети часто изображают события или действия привлекающие их внимание. В частности, они любят изображать труд взрослых, играть в танкистов, летчиков, артиллеристов, космонавтов.
Для воспитания ребенка содержание, вкладываемое в игру, имеет огромное значение. Играя, ребенок глубоко переживает те действия, которые он выполняет.
Родители могут влиять на выбор содержания подражательных игр и тем самым поставить воспитание ребенка на верные рельсы. Можно, например, рассказать ребенку про работу на предприятии, на заводе, верно определить значение ударного труда и завести игру, которую он продолжит сам и которой будет занят несколько дней. Выбирая темы для игры, сосредоточивая на них внимание детей, иногда участвуя с ними в этих играх, родители получают возможность правильно формировать сознание ребенка.
Соответственный подбор содержания подражательных игр позволяет включить в них различные полезные физические упражнения. Нужно стараться, чтобы содержание подражательных игр давало возможность детям прыгать, бегать, побольше быть в движении. Конечно, нельзя без передышки выполнять напряженные упражнения, но в подражательных играх этого и не будет.
Подражательными играми можно заниматься в любое время года. В игре могут принимать участие двое – трое ребят, играть можно одному, с участием взрослых или без них. Подражательные игры легко организовать в семье.
Детей 9-10 лет меньше занимают подражательные игры. Они знакомятся с жизнью уже не через игру, а через учение и труд. Игра служит больше для удовлетворения потребности в движении, она является физическим упражнением и способом оценки своих сил в сравнении с силами товарищей.
Детям школьного возраста менее интересно играть с одним – двумя товарищами. Его тянет в коллектив, в компанию сверстников. Но содружество коллектива, как и всякого общества, возможно только в том случае, если все его члены признают и выполняют для всех одинаковые и для всех обязательные правила. Вот почему дети школьного возраста любят игры с точными правилами соревнований, следуя которым, всем коллективом могут воздействовать на товарища, не подчиняющегося условия игры.
Таким образом, в игре дети приучаются уважать правила, установленные коллективом.
Выработке характера ребенка, формированию правил его поведения способствуют и отдельные физические упражнения. Впервые скатываясь с горки на лыжах или санках, прыгая в воду, ребенок поначалу испытывает страх, но усилием воли подавляет его и выполняет упражнения. В дальнейшем он съезжает с более высоких гор, прыгает в воду с более крутого берега, и постепенно у него вырабатывается уверенность в себе, смелость и решительность. Человек, получивший с детских лет физическую закалку, будет настойчиво идти к намеченной цели, не растеряется при первых затруднениях, а приложит все усилия к тому, чтобы их преодолеть.
Наибольшее воспитательное значение имеют командные игры. Каждая команда стремится к победе. Чтобы выиграть, участники команды должны действовать сплоченным коллективом, каждый игрок должен жертвовать своими интересами ради общей цели, обладать упорством, выдержкой, согласовывать свои действия с действиями товарищей, помогать им в затруднительных игровых ситуациях.
Детям 9-10 лет больше подходят игры с неопределенным изменяющимся составом. Однако в эти игры нужно вводить правила, требующие от ребят взаимной помощи и поддержки.
Хорошо, если родители найдут время лично позаниматься ребятами хотя бы наиболее простыми физическими упражнениями и играми.
В совместных играх и физических упражнениях укрепляется дружба детей и родителей, раскрываются пути к познанию характера, интересов и способностей ребенка. Кроме того, родители получают возможность правильно подбирать для детей физические упражнения и игры.

В игре таится такой огромный заряд для психического и личностного развития ребенка, что ученые до сих пор регулярно задаются вопросом, как наиболее эффективно использовать этот потенциал.

Итак, главным в игре ребенка является то, что она носит неосознаваемый, естественный характер. Кстати, помощь взрослым по дому вряд ли можно назвать игрой, но для наибольшего удовольствия ребенка и она может быть облечена в форму игры.

Как игры влияют на развитии личности ребенка?

Игра – неотъемлемая часть детской жизни, внутри которой моделируется взрослая жизнь малыша. Ребенок, играя, фактически творит самого себя! И родители тоже, организуя игру ребенка, моделируют и творят его жизнь. Детская игра отражает настрой современного ребенку общества и одновременно проектирует общество обозримого будущего. Остановимся на этом более подробно.

В игре ребенка отражается дух современности, при этом сущность самой игры остается неизменной. Современные игры влияют на развитии личности ребенка так: малыши играют в милиционеров и грабят банки. В военные годы дети наоборот изображали лихих кавалеристов. Дети подражают времени и подражали ему всегда.

Секреты психологии

«Для ребенка игра не всегда милая забава, часто это труд. Преодоление себя. Словом, игра – это целый мир... И руководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых». А. С. Спиваковская

Но особенно важно, что детская игра проектирует обозримое будущее общества. Из детской игры вырастает и стиль взаимоотношений. Спросите себя: чему ребенок учится в игре? Иными словами, какие модели поведения он сейчас осваивает? Нетрудно предположить, что подобные модели он начнет реализовывать, становясь взрослым.

Так что значение игр в развитии личности ребенка едва ли можно переоценить. Социологи утверждают, что общество через 10–15 лет будет таким, каковы сейчас игры детей.

В детской игре нет другого предмета и другого продукта, кроме самого действия. Иными словами, игра – это действие само для себя, неисчерпаемый мир творчества, удовольствия и, конечно, развития.

Например, ребенок, играющий в мяч, отделяет себя от игры. Его действие направлено на само умение играть в мяч, саму возможность игры. То есть ребенок не столько наслаждается тем, что он играет именно в мяч, сколько тем, что он вообще играет, что он внутри игры. Кстати, само понятие «внутри игры» обретает особый смысл в связи с компьютерными играми.

Компьютерные игры детям не игрушки!

Психологами достаточно много сказано о коварстве компьютерных игр, продолжаются дискуссии о том, что именно они развивают и развивают ли вообще. Оставаясь в стороне от этих дискуссий, отметим, что компьютерные игры детям четырех-пяти лет практически противопоказаны. Почему?

Во-первых, они осуществляют достаточно сильный удар по зрению и нервной системе ребенка. Накопилось достаточно много исследований, показывающих, что длительное, то есть более чем получасовое, сидение детей за компьютером ведет к повышенной невротизации, общему ухудшению самочувствия.

Во-вторых, именно в этом возрасте для ребенка важна игра «живая», где есть реальный межличностный контакт. Ведь игра фактически вводит ребенка в общество. Например, подростки, значительную часть свободного времени проводящие за компьютерами, менее способны устанавливать и развивать социальные контакты, чем их более социально активные сверстники. Если дети болеют или просто чувствуют себя дискомфортно, они практически не играют.

Сейчас во многих детских больницах вводят ставки педагогов-воспитателей. Они не только наблюдают за игровой деятельностью детей, но и сами организуют специальные игры с выздоравливающими детьми. Психологами подмечено, что специально организованные игры с болеющими детьми способствуют их более быстрому выздоровлению, помогают отвлечься от болезненных переживаний. Та же книжка-раскраска может не только очень много рассказать внимательной маме об эмоциональном состоянии ребенка, но и помочь ребенку выздороветь.

Таким образом, игра является своеобразным показателем не только душевного, но и физического здоровья ребенка.

Характер человека - это совокупность основных наиболее устойчивых психических свойств, проявляющихся в поведении. Принято оценивать характер по реакции человека в определенных жизненных ситуациях, по взаимоотношениям с окружающими. Характер воспринимается как набор черт, традиционно выделяемых в поведении людей. Психология активно изучает формирование характера и развитие его черт, проявление их сочетаний.

Этапы формирования

Психология изучает процесс становления и развития характера, проявление основных черт в различных жизненных ситуациях. Еще с XVII века ученые и представители искусства стали активно интересоваться, какова структура человеческого характера, какую роль играют родители и социальное окружение в процессе формирования ведущих черт, что может повлиять на изменения характера в течение жизни.

Не забывая о том, что формирование характера очень индивидуально, психологи выделяют несколько традиционных этапов в его формировании и изменении.

  1. Начальный этап до 10 лет. Психология не дает однозначного ответа, с какого именно возраста начинается этот период. Есть мнение, что буквально с рождения у детей начинает формироваться структура характера. Но большинство специалистов склоняются к тому, что именно с 2 лет малыши осознанно воспринимают замечания взрослых, беседы о событиях и поступках, запоминают реакцию родителей и наблюдают за их поведением.
  2. В 4-6 лет принципиальную роль играют совместные игры и групповые занятия детей. Это способствует развитию важных черт: общительности, отзывчивости, уверенности в себе, самостоятельности, толерантности, ответственности.
  3. С 7 до 15 лет происходит становление эмоциональности. Появление некоторых черт характера в этот период обуславливается уровнем самооценки ребенка, степенью нравственного благополучия в семье, отношением окружающих людей к подростку. Роль учителей и наставников в кружках и секциях очень важна. Закладывается основная структура будущего характера: волевой - безвольный, инициативный - пассивный, ответственный - безответственный, общительный - скрытный и т.п. Нельзя забывать о влиянии современных СМИ и Интернета на формирование ребенка. Родителям важно контролировать, кто и что играет важную роль в развитии тех или иных черт характера подростка.
  4. В 15-17 лет перед нами уже самостоятельная личность, у которой уже сформирован главный набор черт, играющих основную роль в характере человека. Как правило, эти качества уже остаются неизменными до конца жизни. И теперь только от самой личности зависит, захочет ли она что-то изменить, и сможет ли этого добиться.
  5. В 25-30 лет человек начинает осознанно выстраивать свою жизнь, рационально принимая решения и осознавая ответственность за эти решения. Детская капризность и подростковый максимализм остаются в прошлом.
  6. С 50 лет из жизни человека уходят фантазии и романтические мечты, постепенно появляется все больше воспоминаний и обобщений. В этом возрасте люди отдают предпочтение жизни сегодня и сейчас, а не надеждам на будущее.

Главные факторы, влияющие на характер

Психология разделяет все факторы, влияющие на формирование и развитие характера, на физиологические и социальные.

Ряд ученых считает, что уже во внутриутробном периоде общий гормональный фон мамы имеет принципиальное значение для будущего характера малыша. А вот после рождения главную роль играют не столько слова и наставления родных, сколько поведение и манера общения в семье. Малыш копирует стиль отношений близких людей с окружающими. Особую роль играет отношение к ребенку матери. Именно ею закладываются основы положительных или отрицательных качеств (доброта - черствость, заботливость - эгоистичность, искренность - лицемерие).

Постепенно выстраивается структура проявления черт характера на разных уровнях: ребенок и другие дети, ребенок и взрослые. Появляется оценочный элемент, основанный на отношении к таким понятиям, как «правда», «истина». Опять-таки, главный фактор на этом этапе - позиция родителей и отношения в семье.

Структура основных черт характера во многом зависит от системы наказаний и поощрений, принятой в семье. Дети очень восприимчивы и мнительны, поэтому частые упреки, оскорбления, нелестные сравнения с другими вырабатывают замкнутость, неуверенность в себе, часто скрываемую завистливость и озлобленность.

Важную роль в появлении и развитии черт характера играет общая идеология общества, общепринятые оценки, традиционные взгляды. Дети особенно зависимы от мнения окружающих.

Идеалы

Невозможно переоценить влияние на формирование характера искусства и средств массовой информации. С 10 лет у ребенка появляются свои идеалы, стремление к которым тоже влияет на появление определенных черт.

Наиболее влиятельны в этом плане литература и кино. Активное образное и эмоциональное воздействие на формирующуюся личность оказывают яркие образы героев и супер-героев, привлекающие детей силой характера, целеустремленностью, самостоятельностью, бесстрашием. Не всегда идеалом ребенка становится положительный герой, но воздействие литературного образа или киногероя, однозначно, велико.

Родители должны корректировать восприятие ребенка, контролировать кино- и видео- материалы, которым увлекаются дети. Ненавязчиво формировать литературный вкус. На этом этапе очень важны вкусы и пристрастия самих родителей, которые перенимает малыш с раннего детства. Имеют значения оценки и комментарии родителей. Помните о восприимчивости детей к фальши и лжи.

Виртуальный мир Интернет - игры в последнее время часто поглощает время и мысли детей. При этом он начинает оказывать главное влияние на развитие характера ребенка. Родителей должны насторожить замкнутость ребенка, его скрытность, нежелание общаться, непреодолимое стремление к игре. Идет воздействие не только на неустойчивую детскую психику, но и на характер ребенка. Происходит переоценка ценностей, смена идеалов, укрепляется недоверие к окружающей действительности и страх перед ней. Поэтому родители должны контролировать время и содержание Интернет-ресурсов, посещаемых ребенком любого возраста, особенно подросткового.

Структура характера человека - это сложный нравственно-психологический «механизм», который имеет постоянную базу и в то же время находится в движении. Чаще всего характер редко принципиально меняется в течение жизни. Фундаментальные перемены случаются вследствие единичных потрясений или экстремальных ситуаций. Однако каждый взрослый человек способен контролировать свои оценки происходящего, свои взаимоотношения, избавляться от отрицательных качеств. И тогда процесс формирования вашего характера превратиться в путь к добру и благополучию.